- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 1(64)

 

СОКРОВИЩА ЭРМИТАЖА

 

Михаил Иванов

ФАНТАЗИИ В ВОЛШЕБНЫХ НИТЯХ

 

 
 
 

В Синей спальне Зимнего дворца открылась оригинальная выставка "Фантазии в нитях. Кружево и стекло Западной Европы XVI-XIX веков". Выставка впервые показывает и оригинально соединяет вместе произведения двух видов прикладного искусства Западной Европы XVI-XIX веков, кажущихся совсем несовместимых - кружева и стекла. И всё же их объединяет близость орнаментальных узоров, созданных нитью. В кружеве она - основной материал, из которого выполнены сами изделия, а в стекле - один из видов утонченного декора. Именно нить в этом союзе смогла не только соединить столь разные предметы, но и в каждом из них подчеркнуть изящество, изысканность формы и фантазию в разработке узоров.

Все многообразие узоров мастера кружевоплетения и стеклодува могли позаимствовать из сборников орнаментов, появившихся в Европе с XVI века. В одних предлагалась уже заданная форма и декор изделия, в других акцент делался на игре воображения и смелом полете мысли. Игра линий, воплощённые сначала в "узлах" Леонардо да Винчи, была развита А. Дюрером и мастерами других стран и нашла отражение как в композиции из нитей в кружеве, так и в декоре стекла.

Известно, что первые кружева появились из вышивки уже в конце XV - начале XVI века. Техники по выдергу и по прорези, придававшие вышитым изделиям ажурность, дали толчок к развитию кружева как самостоятельного производства. Нити как бы отделились от своей основы - льняной ткани - и стали парить в воздухе. Даже технику, в которой их выполняли, назвали "стежком в воздух". Почти одновременно на рубеже веков появилась и другая техника исполнения кружева - плетение на коклюшках. И надо отметить, что изготовлением кружева занимались также и мужчины. Сами кружева в основном были светлые - от белых до цвета слоновой кости, а также цветные, черные и металлические - из серебряной и золоченой нити. Льняными кружевами, шитыми и плетенными, славилась на раннем этапе Италия. В кружеве, в основном, итальянском, XVI-XVII веков отдавали предпочтение узорам из кругов, звезд, розеток, которые шили иглой из светлых льняных нитей. Звезды и круги составили основу самого распространенного орнамента эпохи Возрождения - reticello. В XVIII веке эти формы нашли себе место в обрамлении цветочных мотивов, вживленных в резервы. В более позднее время, в XIX веке розетки и овальные медальоны выстраивали в цепочки и соединяли гирляндами в узоре брюссельских аппликаций. Ими украшали и французские кружева, как светлые из льняных нитей (из Алансона, Аржантана и других), так и из шелка черного цвета (шантильи).
В изделиях из стекла, представленных на выставке, особо отмечено то, что принесло славу стеклу. Это тонкая нить из молочного стекла, изобретенная в первой половине XVI века на Мурано. Так называемая филигранная нить стала особой гордостью венецианского стекла. Уже во второй половине XVI столетия новая техника стала известна в различных регионах Европы. В немецких землях, куда переместился центр европейского стеклоделия, разработали свой, упрощенный вид знаменитой венецианской техники. Богемские мастера во второй половине XVII века нередко украшали свои работы диагонально расположенными нитями из разноцветного стекла. К концу XVIII века, с приходом классицизма, филигрань в большинстве европейских стран была окончательно вытеснена из арсенала декоративных приемов стеклоделия. Попытки возродить старинное искусство работы с нитью предпринимались в Италии с 30-х гг. XIX столетия. И в наши дни художники продолжают обращаться к знаменитой технике, создавая на ее основе новые оригинальные художественные образы.

70 экспонатов, представленные на выставке из фондов Эрмитажа, дают возможность оценить фантазию европейских мастеров, которые с помощью волшебной нити создали яркие образы, как в стекле, так и в кружеве.

Выставка, торжественно открытая директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским и её кураторами - заведующей сектором декоративно-прикладного искусства отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Татьяной Косоуровой и старшим сотрудником этого отдела Еленой Анисимовой, будет работать до 26 августа 2018 года.

Экспонаты выставки - фото автора
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров