- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 4(63)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская

ОЧАРОВАННЫЕ ДУШИ РОДИОНА ЩЕДРИНА

К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА

 
 
 

У выдающегося французского музыканта и писателя Ромена Роллана есть замечательный роман "Очарованная душа", в котором автор раскрывает способность персонажа пребывать в состоянии "очарованности" как особый божественный дар души.
Действительно, существует особая порода так называемых очарованных людей, способных видеть скрытые от других чудодейственные явления. Это свойственно сказочникам, волхвам, прорицателям. Таких людей мало, и они могут оказаться как среди великих поэтов, так и среди самого простого люда. И интересно то, что бытуют они и среди раскаявшихся грешников, особенно угодных Господу. Так, раскаявшийся разбойник Опта основал в свое время знаменитый монастырь "Оптина пустынь", описанный Ф. М. Достоевским в романе "Братья Карамазовы", который в поисках духовной истины посещали многие знаменитые люди России.
Очарованным людям свойственны озарения, они понимают знамения и совершают, казалось бы невозможное. Бывает, что такие люди, которые никогда ничему не учились, создают замечательные произведения искусства. И эти очарованные души подчас бродят по самым затаённым уголкам России.
Как особое достояние земли русской эти персонажи привлекли внимание выдающегося композитора Родиона Константиновича Щедрина и постоянно возникают в его обширном разнообразном творчестве. И хотелось бы подчеркнуть, что эти очарованные души воистину "звучат" в его музыке.
Это понятие очарованности может быть применено и к музыке Щедрина в целом, поражающей слух своей чудодейственной оркестровкой. И интересно то, что это свойство особенно проявилось в сочинениях, созданных для Петербурга, магическое очарование которого подсознательно влияло на композитора. К тому же оперы написаны специально для Мариинского театра с его тоже особой магией. И произведения "Очарованный странник", "Левша" и "Рождественская сказка", созданные с благоволения Валерия Гергиева, могут быть символически названы Петербургской Мариинской трилогией.
Щедрин всегда сам является автором либретто своих произведений. Он, как и в свое время Владимир Набоков, чувствует цвет и звучание слова. (Композитор очень любит творчество Набокова и создал оперу "Лолита" по его одноименному роману). А в своих операх по произведениям Лескова он через музыку передает уникальное звучание прозы писателя, из которой сотканы его очарованные персонажи. И уж конечно никто не усомнится, что к очарованным душам принадлежит и сам Николай Лесков - истинный знаток "таинственной русской души" и людей самим Богом помазанных.
И здесь хотелось бы обратить внимание еще на одно очень важное обстоятельство при создании зрительного образа всех трёх спектаклей. Высокоодаренный и очень образованный режиссер Алексей Степанюк, умеющий провидчески проникать в суть любого произведения, нашел адекватный сценический стиль для сочинений Щедрина. Спектакли были образно точными и стилистически изысканными. Режиссер сумел глубоко раскрыть характеры уникальных персонажей и их специфического окружения. За годы работы Степанюк подобрал прекрасную команду своих единомышленников в лице художника Александра Орлова и художника по костюмам Ирины Чередниковой, с которыми продолжает успешно сотрудничать.
Воистину пророчески Щедрин обращается к повести Лескова "Очарованный странник", уже самим своим названием говорящей об этом чудесном явлении.
Автор оперы пошел также на своеобразный эксперимент, создав свое произведение для концертного зала "Мариинский". В титрах произведения так и сказано: "опера для концертной сцены, для трёх солистов, хора и оркестра". Этот успешный эксперимент, важный также для будущего, позволил обойтись без громоздких декораций и, творчески благоразумно используя пространство сцены, создать интереснейший спектакль.
Это новшество, обеспечивающее также легкую портативность спектакля, дало быстро о себе знать. И имевший большой успех спектакль, созданный в 2008 году, сразу же был востребован зарубежными продюсерами, представлен в Литве, Латвии, Франции и США, где был восторженно принят публикой и имел хорошую прессу. Особый интерес вызвал образ главного персонажа Ивана Серафимовича Флягина, монаха-рассказчика Валаамского монастыря. Критика увидела в нём явление исконно российское, уходящее своими корнями в глубины православной философии. А Сергей Алексашкин (народный артист России) был воистину великолепен в роли Ивана. Его проникновенное исполнение напоминало манеру старинного сказителя, голос которого идёт из глубин самой Вселенной и растворяется в ауре земного бытия.
Успешна жизнь спектакля и на родной сцене, где он постоянно совершенствуется в сценических нюансах и исполнительском искусстве артистов. И партия Ивана в исполнении Сергея Алексашкина за время жизни оперы обрела ещё большую мудрость. Первая исполнительница роли цыганки Грушенки Кристина Капустинская вела свою роль на большом эмоциональном подъёме. Её "униженная и оскорблённая" героиня на пределе сил тщетно пыталась вырваться из жестоких тисков судьбы и обрела покой только после страдальческой смерти.
А недавно эту роль исполнила молодая одарённая певица Екатерина Сергеева (лауреат международных конкурсов), которая внесла в образ своей героини другие оттенки. Красивый тембр голоса и незаурядное актёрское мастерство певицы способствовали созданию яркого противоречивого характера Грушенки, в котором романтическое ощущение жизни сталкивается с трагизмом реальности. Эта роль может по праву считаться своеобразным этапом в творчестве молодой певицы.
Спектакль вызывает большой интерес у любителей современной оперы, в особенности у молодежи. Продолжают поступать заявки и на его гастрольное турне.
Опера "Левша", созданная в 2003 году для инаугурации новой сцены "Мариинский-2", стала воистину замечательным прологом жизни этой сцены, а также и своей собственной всё время обновляющейся жизни. Её монументальная постановка, которая во всем блеске продемонстрировала все сценические и акустические возможности нового театрального помещения пользуется большой популярностью и идёт всегда при переполненных залах. Однако, несмотря на большое внимание к ней зарубежных музыкальных менеджеров, эта сложная структура постановки может быть воспроизведена только на сцене, обладающей сложнейшими техническими возможностями. Но опера, как правило, включается во многие международные фестивали, проводимые Мариинским театром на своей сцене.
Образ тульского умельца Левши, очарованного художника земли русской, с поистине экстравагантной живописностью исполняет Андрей Попов. И персонаж этот счастливо живёт во времени, постоянно обновляя свои краски.
Очень популярной у певиц стала партия Блохи. Это партия, созданная для виртуозного колоратурного сопрано с запредельным piano, являет собой настоящее вокальное кружево и в исполнении Натальи Андреевой (лауреат международных конкурсов) напоминает хрупкое ювелирное изделие редкой красоты. Этот очарованный спектакль благодатно звучит в петербургской ауре, затрагивая её мистические струны.
"Рождественская сказка" - самая недавняя из опер Родиона Щедрина была подарена Мариинскому театру в канун 2005 года. Эта опера, тоже имеющая сложную постановочную структуру, также живёт только на родной сцене. И каждый год с наступлением рождественских и новогодних праздников она манит зрителей всех возрастов своими волшебными огнями и сказочными очарованными персонажами. И вместе со "Щелкунчиком" П. И. Чайковского встречает самое очарованное время года.
Эта Петербургская Мариинская трилогия Родиона Щедрина успешно живёт во времени и каждый её спектакль как живой организм отличается от предыдущего.
Спектакли постоянно опекают их создатели - постановочная группа: Алексей Степанюк, Александр Орлов и Ирина Чередникова. Отличным звучанием хора руководит Андрей Петренко. Исполнители, большая часть которых училась в Академии молодых певцов под руководством Ларисы Гергиевой, находятся под её неустанным вниманием. И истинный музыкальный живописец Валерий Гергиев пробуждает их к жизни, каждый раз новой и каждый раз по-своему очарованной.
Поздравляем Родиона Константиновича с юбилеем, благодарим за его замечательные творения и от всей души желаем доброго здоровья и больших творческих успехов.

A Christmas Tale by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre
A Christmas Tale by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Martynas Aleksa
Enchanted Wanderer by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
Enchanted Wanderer by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
The Lefthander by Natasha Razina ©State Academic Mariinsky Theatre
The Lefthander by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров