|
|
Государственный Эрмитаж расширяет свою научно-исследовательскую,
коллекционную и культурно-просветительскую базу. Наряду с ранее
открытыми терминалами в Главном штабе, бывшей Бирже и в Старой деревне
директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пригласил журналистов ознакомиться
с новым центром культуры музея в Запасном дворце, расположенном
в центре Петербурга на Дворцовой набережной.
История уникального дома насчитывает три столетия. Многочисленными
владельцами здания были известные люди, начиная с первого владельца
- корабельного мастера Феодосия Скляева, получившего участок для
застройки по правую руку от государя в первые годы существования
Санкт-Петербурга. В разное время дом принадлежал дворцовому ведомству.
Отсюда его название "Запасной дом Зимнего дворца".
В 2001 году Запасной дом включили в список объектов культурного
наследия, но тогда под охрану был взят только корпус, выходящий
на Дворцовую набережную, а остальные две трети здания, в том числе
и корпус на Миллионной улице, отнесли к рядовой застройке. В 2012
году Комитет по государственному контролю, использованию и охране
памятников истории и культуры признал региональным памятником всё
здание. В том же году Эрмитаж начал работы по реставрации дома 30.
В ходе работ по приспособлению здания для современного использования
были решены задачи по увеличению площадей за счёт пристройки новых
внутренних объёмов, перепланировке (за исключением сохраняемых исторических
зон), устройству пассажирских и грузовых лифтов, устройству жесткой
кровли, инженерному оснащению здания в соответствии с современными
нормами с учётом размещения лабораторий и помещений хранения.
Работы с памятником включали в себя реставрацию (с элементами воссоздания)
здания на Дворцовой набережной и Миллионной улице, сохранившихся
исторических интерьеров, воссоздание художественного паркета в парадных
помещениях, реставрация изразцовых печей и каминов. Журналисты были
поражены объёмом и качеством выполненных работ.
Главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин рассказал, что на протяжении
всего периода реставрации осуществлялись археологические исследования,
что позволило уточнить хронологию строительства и перестроек дома,
выявить строительные приёмы, способы возведения конструкций, реконструировать
планировки. Результатом исследования стало раскрытие и музеефикация
особо значимых частей здания, в том числе подвальных помещений (Дом
Феодосия Скляева) со стороны Дворцовой набережной с раскрытием и
консервацией кирпичной кладки первой трети XVIII века. В подвале
сохранились клинчатые кирпичные перемычки проёмов, кованые петли
и гнёзда. Осмотр подвальных помещений вызвал большой интерес у журналистов,
которые с интересом узнали, что Эрмитаж планирует организовывать
там экскурсии для посетителей.
Журналисты побывали в лаборатории реставрации восточной живописи
Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа,
где осуществляются планомерные работы по реставрации живописи стран
Азии и Востока из собрания Отдела Востока. Это собрание многообразно
и насчитывает около 3000 объектов восточной живописи. Три основные
специализации реставрационной деятельности лаборатории: реставрация
китайской живописи на шёлке и бумаге; реставрация японской живописи
- свитков, ширм, вееров и альбомов с живописью; реставрация клеевой
живописи на холсте - буддийских тангка из Китая, Тибета, Монголии,
Бурятии и клеевой живописи на хлопке с островов архипелага Бали.
Следует отметить, что аналогичных лабораторий в России нет: нигде
не занимаются консервацией и реставрацией таких разных по технике
и материалам памятников восточной живописи. И даже само название
"Лаборатория научной реставрации восточной живописи" не
имеет аналогов в мире.
Елена Шишкова, заведующая лабораторией с её открытия в январе 1998
года, рассказала, что сначала она располагалась в небольшом помещении
25 кв. м и в зале экспозиции искусства Индии, не приспособленном
для сложной реставрации. Более чем за 19 лет существования лаборатории
её сотрудниками было отреставрировано 308 памятников восточной живописи.
Переезд в новое помещение в сентябре 2006 года явился очень важным
событием в жизни лаборатории. Новое помещение в доме 30 было спроектировано
в соответствии с требованиями технологий реставрации трёх направлений
восточной живописи. В новом пространстве стало возможным установить
специальное оборудование, мебель, светильники, вытяжные устройства,
промывочную ванну, которые необходимы для проведения комплексных
реставрационных операций. Всё это обеспечивает сохранение не только
памятников, но и здоровья реставраторов.
Отдел Античного мира занимает почти весь третий этаж. Новый дом
получили не только сотрудники, но и коллекции - сюда было перемещено
свыше 50 000 античных археологических памятников. Для каждой коллекции
создано отдельное хранилище, оснащённое специальным оборудованием.
Аттические и италийские расписные вазы, предметы из стекла, античные
терракоты, предметы вооружения, светильники, изделия из дерева и
кости, памятники, найденные в ходе археологических раскопок в греческих
городах и колониях Северного Причерноморья, а также коллекции, приобретённые
императорской семьёй Романовых. В соответствии с самыми современными
требованиями сохранности и учёта они приспособлены и для экспонирования,
т. е. организованы по типу "открытых". Предполагается,
что хранители будут проводить здесь занятия для студентов, учащихся
и специалистов. Археологические коллекции Пантикапея, Мирмекия,
Нимфея, Таманского полуострова и многие другие комплексы станут
впервые полностью доступны для обозрения и исследований.
В современной комплексной экспертизе произведений искусства необходимой
и часто основной составляющей является исследование материалов и
технологий с помощью естественнонаучных методов и аппаратуры. В
Эрмитаже данной тематикой занимается отдел научно-технологической
экспертизы (ОНТЭ), имеющий давнюю историю. По признанию Александра
Косолапова, заведующего ОНТЭ, на сегодняшний день приборное оснащение
отдела является уникальным в нашей стране и находится на уровне
лучших европейских и американских лабораторий аналогичного профиля.
В 2016-2017 годах одна из 2-х лабораторий ОНТЭ переместилась из
Зимнего дворца в специально подготовленные помещения Запасного дворца,
что позволило перевести условия работы на качественно новый уровень,
особенно с учётом дооснащения недостающими приборами (в частности,
специально для новых помещений были приобретены сканирующий электронный
микроскоп Zeiss EVO VF25, рентгеновский дифрактометр Rigaku D/max
Rapid II и др.).
Накопленный опыт работы в сочетании с современными приборами позволяет
не только выявлять подделки (что особенно важно для работы экспертно-закупочной
комиссии Эрмитажа), но и во многих случаях уточнять существующие
атрибуции произведений, а также оказывать помощь в реставрации,
как в части физико-химического исследования, так и в части разработки
новых реставрационных технологий.
В настоящий момент работы завершены. В здании Запасного дворца разместились
служебные и административные помещения, лаборатории и хранилища
Эрмитажа.
Михаил Пиотровский, сопровождавший представителей прессы в течение
осмотра всего здания Запасного дворца, ответил на вопросы журналистов
в новом пресс-центре, расположенном в бывшем зале заседаний председателя
Совета Министров Сергея Витте.
|
Вид Запасного Дворца Государственного Эрмитажа
|
|
Директор Государственного Эрмитажа М. Б.
Пиотровский
|
|
|