- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 2(61)

 

ЭРМИТАЖ СОБЫТИЕ

 

Михаил Иванов

НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ ЭРМИТАЖА

 

 
 
 

Государственный Эрмитаж расширяет свою научно-исследовательскую, коллекционную и культурно-просветительскую базу. Наряду с ранее открытыми терминалами в Главном штабе, бывшей Бирже и в Старой деревне директор Эрмитажа Михаил Пиотровский пригласил журналистов ознакомиться с новым центром культуры музея в Запасном дворце, расположенном в центре Петербурга на Дворцовой набережной.
История уникального дома насчитывает три столетия. Многочисленными владельцами здания были известные люди, начиная с первого владельца - корабельного мастера Феодосия Скляева, получившего участок для застройки по правую руку от государя в первые годы существования Санкт-Петербурга. В разное время дом принадлежал дворцовому ведомству. Отсюда его название "Запасной дом Зимнего дворца".
В 2001 году Запасной дом включили в список объектов культурного наследия, но тогда под охрану был взят только корпус, выходящий на Дворцовую набережную, а остальные две трети здания, в том числе и корпус на Миллионной улице, отнесли к рядовой застройке. В 2012 году Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры признал региональным памятником всё здание. В том же году Эрмитаж начал работы по реставрации дома 30.
В ходе работ по приспособлению здания для современного использования были решены задачи по увеличению площадей за счёт пристройки новых внутренних объёмов, перепланировке (за исключением сохраняемых исторических зон), устройству пассажирских и грузовых лифтов, устройству жесткой кровли, инженерному оснащению здания в соответствии с современными нормами с учётом размещения лабораторий и помещений хранения.
Работы с памятником включали в себя реставрацию (с элементами воссоздания) здания на Дворцовой набережной и Миллионной улице, сохранившихся исторических интерьеров, воссоздание художественного паркета в парадных помещениях, реставрация изразцовых печей и каминов. Журналисты были поражены объёмом и качеством выполненных работ.
Главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин рассказал, что на протяжении всего периода реставрации осуществлялись археологические исследования, что позволило уточнить хронологию строительства и перестроек дома, выявить строительные приёмы, способы возведения конструкций, реконструировать планировки. Результатом исследования стало раскрытие и музеефикация особо значимых частей здания, в том числе подвальных помещений (Дом Феодосия Скляева) со стороны Дворцовой набережной с раскрытием и консервацией кирпичной кладки первой трети XVIII века. В подвале сохранились клинчатые кирпичные перемычки проёмов, кованые петли и гнёзда. Осмотр подвальных помещений вызвал большой интерес у журналистов, которые с интересом узнали, что Эрмитаж планирует организовывать там экскурсии для посетителей.
Журналисты побывали в лаборатории реставрации восточной живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, где осуществляются планомерные работы по реставрации живописи стран Азии и Востока из собрания Отдела Востока. Это собрание многообразно и насчитывает около 3000 объектов восточной живописи. Три основные специализации реставрационной деятельности лаборатории: реставрация китайской живописи на шёлке и бумаге; реставрация японской живописи - свитков, ширм, вееров и альбомов с живописью; реставрация клеевой живописи на холсте - буддийских тангка из Китая, Тибета, Монголии, Бурятии и клеевой живописи на хлопке с островов архипелага Бали.
Следует отметить, что аналогичных лабораторий в России нет: нигде не занимаются консервацией и реставрацией таких разных по технике и материалам памятников восточной живописи. И даже само название "Лаборатория научной реставрации восточной живописи" не имеет аналогов в мире.
Елена Шишкова, заведующая лабораторией с её открытия в январе 1998 года, рассказала, что сначала она располагалась в небольшом помещении 25 кв. м и в зале экспозиции искусства Индии, не приспособленном для сложной реставрации. Более чем за 19 лет существования лаборатории её сотрудниками было отреставрировано 308 памятников восточной живописи.
Переезд в новое помещение в сентябре 2006 года явился очень важным событием в жизни лаборатории. Новое помещение в доме 30 было спроектировано в соответствии с требованиями технологий реставрации трёх направлений восточной живописи. В новом пространстве стало возможным установить специальное оборудование, мебель, светильники, вытяжные устройства, промывочную ванну, которые необходимы для проведения комплексных реставрационных операций. Всё это обеспечивает сохранение не только памятников, но и здоровья реставраторов.
Отдел Античного мира занимает почти весь третий этаж. Новый дом получили не только сотрудники, но и коллекции - сюда было перемещено свыше 50 000 античных археологических памятников. Для каждой коллекции создано отдельное хранилище, оснащённое специальным оборудованием. Аттические и италийские расписные вазы, предметы из стекла, античные терракоты, предметы вооружения, светильники, изделия из дерева и кости, памятники, найденные в ходе археологических раскопок в греческих городах и колониях Северного Причерноморья, а также коллекции, приобретённые императорской семьёй Романовых. В соответствии с самыми современными требованиями сохранности и учёта они приспособлены и для экспонирования, т. е. организованы по типу "открытых". Предполагается, что хранители будут проводить здесь занятия для студентов, учащихся и специалистов. Археологические коллекции Пантикапея, Мирмекия, Нимфея, Таманского полуострова и многие другие комплексы станут впервые полностью доступны для обозрения и исследований.
В современной комплексной экспертизе произведений искусства необходимой и часто основной составляющей является исследование материалов и технологий с помощью естественнонаучных методов и аппаратуры. В Эрмитаже данной тематикой занимается отдел научно-технологической экспертизы (ОНТЭ), имеющий давнюю историю. По признанию Александра Косолапова, заведующего ОНТЭ, на сегодняшний день приборное оснащение отдела является уникальным в нашей стране и находится на уровне лучших европейских и американских лабораторий аналогичного профиля.
В 2016-2017 годах одна из 2-х лабораторий ОНТЭ переместилась из Зимнего дворца в специально подготовленные помещения Запасного дворца, что позволило перевести условия работы на качественно новый уровень, особенно с учётом дооснащения недостающими приборами (в частности, специально для новых помещений были приобретены сканирующий электронный микроскоп Zeiss EVO VF25, рентгеновский дифрактометр Rigaku D/max Rapid II и др.).
Накопленный опыт работы в сочетании с современными приборами позволяет не только выявлять подделки (что особенно важно для работы экспертно-закупочной комиссии Эрмитажа), но и во многих случаях уточнять существующие атрибуции произведений, а также оказывать помощь в реставрации, как в части физико-химического исследования, так и в части разработки новых реставрационных технологий.
В настоящий момент работы завершены. В здании Запасного дворца разместились служебные и административные помещения, лаборатории и хранилища Эрмитажа.
Михаил Пиотровский, сопровождавший представителей прессы в течение осмотра всего здания Запасного дворца, ответил на вопросы журналистов в новом пресс-центре, расположенном в бывшем зале заседаний председателя Совета Министров Сергея Витте.

Вид Запасного Дворца Государственного Эрмитажа
Директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров