- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 1(60)

 

ПРЕМЬЕРЫ

 

Светлана Сливинская

"КОРОЛЬ ЛИР" СЕРГЕЯ СЛОНИМСКОГО

Опера Сергея Слонимского "Король Лир" - знаменательное событие XVI фестиваля "Международная неделя консерваторий" в Санкт-Петербурге

 
 
 

Каждый год Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова в течение более недели становится мировым центром музыкально-образовательной жизни всего мира. В это время происходит интенсивное творческое общение студентов и педагогов всех музыкальных специальностей. Молодые исполнители со всего мира дают концерты, режиссёры и хореографы представляют свои новые произведения, проходят лекции и презентации. И, кажется, что весь музыкальный мир звучит в Петербурге своим богатым, гармоничным многолосием. Представляют свои произведения и композиторы, педагоги консерватории.
В этом сезоне таким экстраординарным событием стала постановка оперы "Король Лир" Сергея Слонимского в Эрмитажном театре, который плодотворно сотрудничает с консерваторией.
Творчество Сергея Слонимского, автора многих симфонических произведений и сочинений для музыкального театра, высоко почитаемы профессионалами и любимы меломанами. И каждое новое произведение всегда ожидается с большим интересом.
К творчеству Шекспира Сергей Слонимский обращался и ранее. Его опера "Гамлет" была поставлена в Самарском академическом театре оперы и балета. Опера "Король Лир" впервые прозвучала в полусценическом варианте в Москве под руководством замечательного дирижёра Владимира Юровского.
Полная многоплановая сценическая версия была представлена во время "Международной недели консерваторий" на сцене Эрмитажного театра.
По ходу спектакля вспоминался замечательный фильм Григория Козинцева "Король Лир" и хореографический спектакль "Король Лир" Никиты Долгушина, поставленный на сцене Театра Санкт-Петербургской консерватории, в котором сам Долгушин блистательно исполнил главную роль.
Шекспир всегда современен и может быть представлен во всех жанрах, поэтому и опера Слонимского воспринималась с большим интересом.
Литературно одарённый и прекрасно владеющий пером Сергей Слонимский сам написал либретто для своей оперы, где в чёткой симфонически оркестрованной структуре представил всё "бремя страстей человеческих", которое трансформировал в живописную музыкальную фреску. Музыкальные образы были очень современны. Замечательный знаток истории музыки Слонимский как бы провёл знаменитых персонажей через века, и в современном музыкальном облике они зажили в XXI веке. Музыкальные интонации оперы тоже ведут от древности к нашим дням. Богатое оркестровое звучание растворяется в современной ауре.
Структура Эрмитажного театра, представляющая собой органичный амфитеатр на античный манер, позволила режиссёру Артёму Вольховскому создать своеобразный театр в театре, и зритель может ощущать себя и в театре шекспировских времён, и в театре наших дней. Костюмы художницы Натальи Полторацкой тоже ведут от былых времён к современности.
При желании можно провести параллели с площадными действами, уличным театром, вертепами и балаганчиками. Авторам спектакля под руководством Станислава Гаудасинского блестяще удалось представить вечные мотивы Шекспира, одновременные в многослойной форме и пёстрым одеянии, в блеске и лохмотьях, показав истинный фантастический облик удела человеческого.
Музыкальные сцены сочетаются с чтением текста, по ходу расшифровывающее происходящее. Использовано не только пространство сцены, но и боковые ложи, из которых раздаются реплики актёров. Таким образом, сцена и зрительный зал являют собой единое пространство, единый театр жизни.
Замечательно продирижировал оркестром студентов консерватории музыкальный руководитель спектакля Анатолий Васильев. И отлично исполнили свои партии все певцы и актёры. И нам представляется, что это сложное музыкальное произведение ещё ждёт своего подробного, всестороннего анализа, и оно стало истинным подарком для участников "Международной недели консерваторий".
Хотелось бы надеется, что когда после реставрации войдёт в строй Большой зал Театра консерватории, то опера "Король Лир" займёт в его репертуаре своё достойное место.

Эрмитажный театр
Сцена из спектакля
Фото Всеволода Коновалова
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров