- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 4(59)

 

КАФЕДРА

 

Михаил Иванов

БАЛЕТОВЕДЕНИЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

 

 
 
 

В рамках V Петербургского международного культурного форума состоялся "круглый стол" в Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Среди участников круглого стола были главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская; главный редактор Петербургского балетного журнала "Ballet Art" Михаил Иванов, главный редактор "Вестника Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой" Светлана Лаврова; главный редактор журнала Shinshokan Dance Magazine (Япония) Фумио Хамана; главный редактор журнала "Танец в Украине и в мире" Александр Чепалов; корреспондент британского журнала Dance Europe в России Кэтрин Паулик; главный редактор журнала молодой балетной критики "Каданс" Анастасия Клобукова; хореограф, педагог-репетитор балетов Бурнонвиля Дина Бьорн-Ларсен; сотрудники кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой и др.
Открыл "круглый стол" руководитель секции "Балет и танец", ректор АРБ Николай Цискаридзе, который посетовал на то, что сейчас "мы библиотеки стали посещать реже, всё ищем в интернете, где пишут все, кому угодно". Он пожелал тем, кто пишет о балете критические замечания, делать это "обоснованно и профессионально".
Готовить таких профессионалов в области балетной критики призвана кафедра балетоведения, которая была возрождена после 10-летнего перерыва в АРБ имени А.Я. Вагановой. Однако, как заявила исполняющая обязанности заведующего кафедрой Лариса Абызова, "чтобы расти как профессионал, нужно где-то печататься, а с этим большая проблема". О том, что профессия балетного критика стала социально невостребованной, высказался и балетовед Аркадий Соколов-Каминский. И всё же, как он подчеркнул, "профессия эта нужна и очень интересна". "Основная задача балетного критика - зафиксировать спектакль, - сказал он. - А сейчас я читаю,- и не понимаю, о чём был спектакль". Он напомнил, что в 1995 году Академия проводила встречу с американскими критиками, и тогда выяснилось, что они - "чистые журналисты… Они говорят о себе, как они воспринимают балет. Балет и я".
Это подтвердила Кэтрин Паулик - американка, которая 15 лет живёт в России и 10 из них пишет о русском балете для Dance Europe. Она сказала, что в США нет критиков с соответствующим образованием, а издания в первую очередь выбирают просто тех, кто хорошо пишет, а затем - кто интересуется балетом: "Мне кажется правильным, если критик занимался балетом или понимает, как работает тело танцовщика, - сказала она. - Хотя есть и другие подходы".
Заведующая Мемориальным кабинетом истории отечественно хореографического образования Академии Татьяна Горина провела краткий экскурс в историю балетной критики в России со времён Пушкина, когда критика была "эпистолярной, устной, дневниковой". "Сейчас это повторяется в интернетном виде, - рассказала она.
О том, что существование интернета изменило расстановку сил и отношение к балетоведению в целом, говорила Валерия Уральская. Она определила понятие "балетоведение", как комплексное, в которое входит и критика, и само балетоведение, и история балета. С последними - историками балета - "самая благоприятная ситуация, они овеяны большой деятельностью предыдущих учёных", среди которых главное место занимает Вера Красовская. Наиболее остро, по её словам, обстоят дела с критикой, и это обострение случилось именно с появлением интернета. "У интернета есть преимущества перед печатными изданиями. В первую очередь - оперативность", - отметила госпожа Уральская. Благодаря интернету появилось много мнений, "претендующих, чтобы быть над исполнителями, над хореографами". Её возмущает, что современный критик "считает возможным давать советы. Критик - не судья, он высказывает лишь своё мнение, он не может быть над искусством… он должен быть полезен авторам". Вторая задача критика, по мнению Уральской, "информировать зрителя при оценке себя, как заинтересованного в искусстве, а не просто имеющего право выражать своё мнение". А сейчас ситуация такова, что критик выражает даже "не своё мнение, а своё судейство". Также госпожа Уральская высказала сожаление об отсутствии теории хореографии, это касается и вопроса терминологии, который сейчас пытаются решить некоторые учёные.
Вопросы обучения не только балетоведов, но также артистов и хореографов подняла Дина Бьорн-Ларсен, которая была танцовщицей и хореографом Danish Royal Ballet, а сейчас считает себя "ответственной за передачу традиции школы танца Бурнонвиля": "Мы вынуждены признать, что движемся к цифровому будущему. Это влияет на то, как мы воспринимаем информацию. Поэтому я обеспокоена новым поколением, как его обучить… Я понимаю, как молодежь получает информацию - из хаотических источников. Интернет переполнен, а отобрать правильное - сложно.
Интернет даёт простой доступ к знаниям, создаётся ощущение, что вы много знаете. Но необходимо сочетание танца, чтения и изучения - только всё вместе даёт знание. Именно человеческое участие даёт особое свойство человеческому познанию". Для танцовщиков - это непосредственный опыт танца, работа в зале, для балетоведов - просмотр живых спектаклей, репетиций и т.д.
И большую роль в воспитании нового поколения играют балетные издания. Каждое из них решает свои задачи и ищет новые формы.
Главный редактор японского Dance Magazine Фумио Хамана отметил, что в Японии, в отличие от России, очень мало информации о балете, поэтому появилась необходимость в специализированном издании, которое и было создано в 1984 г. Журнал, в первую очередь, освещает работу японских коллективов и предоставляет информацию массовой публике. "С появлением интернета ситуация изменилась из-за скорости распространения информации, - сказал господин Хамана. - Поэтому закономерно возникает вопрос - а нужен ли журнал о балете?" На этот вопрос японское издание нашло ответ, публикуя в большем объёме тщательно отобранные фотографии. Фото в журнале, по мнению Фумио Хамана, воспринимается совсем по-другому, чем на экране. В то же время, он подчеркнул, что в интернете есть много ошибочной информации, и она редко бывает объективно нейтральной: "Ощущение, что идёт переход от мнения профессионалов к мнению непрофессионалов".
С ним согласен главный редактор журнала "Танец в Украине и во всём мире" Александр Чепалов: "В публикациях о спектаклях никаких откровений нет. В историческом массиве сомнительно, что вся эта информация в интернете того достойна. Нам нужно бороться не с интернетом, а за то, чтобы находить полезное для разработки новых форматов балетных журналов". Он объяснил, что издаваемый в Харькове журнал ориентирован на студентов и тех, кто приобщается к искусству балета. Все давно признали, что современная молодёжь обладает клиповым мышлением - "они выхватывают то, что их волнует, что впечатляет", и чтобы удержать внимание, редакция издания использует неординарные подходы. "Стали популярны комиксы - у них есть, чему поучиться, - сказал господин Чепалов. - Я прошу из фото сделать картинки, и на них обращают больше внимание! Из таких пазлов потом создаётся общая картина".
Главный редактор "Вестника Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой" Светлана Лаврова рассказала, что у академического издания, которому исполнилось 25 лет, несколько другие задачи. Это - платформа для обмена мнениями научного сообщества не только сферы балета, но и смежных областей искусства, журнал, в котором должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, поэтому большое внимание уделяется текстам, а фотографий в нём немного. В то же время совсем недавно в Академии был выпущен первый номер студенческого журнала "Каданс", в котором публикуются материалы как раз тех, кто учится на кафедре балетоведения.
Главный редактор издания Анастасия Клобукова рассказала о том, почему был выбран формат именно печатного издания: "Клиповое мышление - это болезнь, а печатное издание - один из способов уйти от этого. Один из способов, который даёт ощущение соразмерности твоего труда - в интернете такого нет… Для студентов наш печатный журнал - это мостик куда-то дальше".
Результатом труда уже состоявшихся балетоведов является, например, пятитомник "Петербургский балет. Три века: хроника", последний том которого скоро выйдет из печати. Об этом рассказала на конференции профессор кафедры балетоведения Академии Наталья Зозулина. Исторические факты, изложенные в этом издании, как раз поддержаны выдержками из документов, дневников, а также публикаций в прессе.
Своеобразный финал дискуссии подвёл кандидат искусствоведения Борис Илларионов: "Балетная критика - это зеркало для искусства. Она должна быть профессионально содержательной. Профессиональный балетный критик должен владеть не только историческими знаниями, он должен понимать, что такое классический урок, как из простых движений рождается сложное, как формируется артист балета". В то же время, "эпоха интернета даёт другое информационное поле - много информации, сквозь которую сложно продраться. И проблема не в интернете, а в запросах рынка СМИ, которым не нужна критика, а нужен PR, и мы это преодолеть не можем. Но балетные журналы быть должны - как в печатном, так и в цифровом виде".
По нашему мнению, интернетные издания значительно расширяют круг читателей, интересующихся балетом и танцем. Санкт-Петербургское интернет-издание Ballet Art расширило границы балетного издания, добавив существенные составляющие этого высокого искусства, включая музыку, живопись и другие смежные искусства. Основная задача журнала Ballet Art - дать возможность сохранить в летописи важнейшие события петербургской культурной жизни нашего времени. Интернет-изданию необходимо оперативно, объективно и, как можно полно, освещать эти события, исключая предвзятость и менторский тон в представляемых материалах.


(по материалам, представленным пресс-центром АРБ им. А. Я. Вагановой).

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров