|
|
24 мая 2016 года на сцене Александринского театра состоялась премьера
балета Бориса Эйфмана "Чайковский. PRO et CONTRA". Это
можно сказать - итог многолетнего осмысления хореографом личности
и творческого мира великого композитора. Спектакль сочинен на музыку
П. И. Чайковского. Премьера прошла незадолго до юбилея Бориса Эйфмана,
который 22 июля отметит свое 70-летие.
П. И. Чайковский - пожалуй, самый любимый композитор Эйфмана. На
его музыку хореографом поставлены такие знаковые спектакли, как
"Идиот" (1980), "Красная Жизель" (1997), "Анна
Каренина" (2005) и "Евгений Онегин" (2009).
Отдельно необходимо отметить балет "Чайковский", выпущенный
в 1993 году и с неизменным успехом демонстрировавшийся по всему
миру. В этом спектакле Эйфману фактически удалось материализовать
на сцене бессмертную музыку Петра Ильича, воплотить в пластике симфонию
страстей. Появление "Чайковского" принято ассоциировать
со стартом новейшего этапа в творческой жизни Санкт-Петербургского
государственного академического театра балета. Именно в начале 1990-х
Борис Эйфман сосредотачивается на создании масштабных хореографических
психодрам и утверждает данную эстетическую форму в качестве основной
для себя и своей труппы. Сегодня он предлагает новое, оригинальное
пластическое высказывание, соответствующее современным художественным
и технологическим возможностям балетного театра.
"Обращаясь на протяжении многих лет к музыке Чайковского, я
понял, насколько глубок, бездонен мир композитора. Осознал разнообразие
тем, связанных с его творчеством, психической сущностью, взаимоотношениями
с близкими. Все это не было в достаточной степени исследовано мной
ранее. Мне хотелось создать произведение, в котором я мог бы глубже
погрузиться в стихию творческих мук Чайковского", - говорит
Эйфман.
Хореографический текст новой постановки, как нельзя лучше гармонирующий
в эмоционально-драматургическом плане с музыкой композитора, отличается
разнообразием и предельно точно передает внутренние переживания
героев. Изобретательность пластического языка позволила Борису Эйфману
проницательно исследовать внутренний личностный раскол, который
мучительно переживался Чайковским, стал источником невыносимых душевных
страданий и предопределил трагически исповедальное звучание его
произведений.
Основу повествовательной ткани балета составляют наполненные фантасмагорией
воспоминания умирающего композитора. Перед глазами изможденного
Чайковского проносится вся его жизнь - как горячечное предсмертное
видение. Развивая принцип многоликости героев, их распадения на
целую галерею образов, Эйфман намеренно усложняет конструкцию спектакля
и структуру персонажей. Аллюзии на великие творения композитора
- балеты "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" - смыкаются
с фантазиями на тему опер "Евгений Онегин" и "Пиковая
дама". Так, Двойник композитора, олицетворение его сложной
и трагической природы, предстает перед зрителями в образах Ротбарта,
Дроссельмейера, Онегина и Германа. Покровительница Чайковского Надежда
фон Мекк оборачивается в балете то Пиковой дамой, то злой Феей Карабос.
Тайна рождения нетленных шедевров, появляющихся словно наперекор
миру повседневности с его низменной суетой, находится в центре внимания
хореографа-мыслителя и становится ключевой философской проблемой
спектакля.
Оригинальные декорации балета "Чайковский. PRO et CONTRA"
созданы художником Зиновием Марголиным. Автором костюмов стала Ольга
Шаишмелашвили. Оба театральных художника ранее неоднократно успешно
сотрудничали с хореографом и его труппой. Световая партитура подготовлена
Александром Сиваевым в соавторстве с Борисом Эйфманом.
Главные партии в балете исполняют ведущие солисты Театра, лауреаты
премий Президента РФ и Правительства РФ, премий "Золотая Маска"
и "Золотой Софит": заслуженный артист России Олег Габышев,
Сергей Волобуев, Любовь Андреева, Мария Абашова и другие.
Борис Эйфман:
"Петр Ильич Чайковский - творец, чья музыка десятилетиями вела
меня и питала созидательной энергией. Его произведения погружают
слушателя в неукротимый поток эмоций, пробуждают мечты и фантазии,
преображая и возвышая человека.
Я всегда стремился понять, почему композитор, достигший огромной
славы и полностью реализовавший свой дар, создавал столь трагическую
музыку? Бесспорно: главным источником мук, испепелявших его душу,
стало гнетущее осознание собственной инаковости, трактовавшейся
Чайковским как проклятие. Но не только роковое внутреннее раздвоение
обрекло композитора на немыслимые страдания. Неотвратимость и всевластие
фатума, враждебность окружающего мира, вечное одиночество трепетной
души - все это лишало Чайковского даже призрачной надежды на обретение
покоя и счастья.
Творческий процесс великого художника - всегда загадка. Понять его
так же сложно, как и проникнуть в личную жизнь гения. Где найти
границу, за которой кончается обыденность и начинается творчество?
В судьбе художника эти два начала сплетаются воедино. Радость и
страдание, победы и поражения, апофеоз мысли и вихрь страстей -
все возлагается на алтарь великих свершений в искусстве. Такова
участь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями
и завистниками, поклонниками и клеветниками.
Жизнь Чайковского - это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество
- исповедь, полная боли и гнева".
БОРИС ЭЙФМАН
художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного
академического театра балета
Борис Эйфман - один из немногих российских хореографов, если не
единственный, продолжающих активную творческую работу на протяжении
десятилетий. В его творческом списке - более 50 постановок. Хореограф
является народным артистом России, лауреатом Государственной премии
России, премий "Золотая Маска" и "Золотой софит",
кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" IV, III
и II степеней, а также обладателем многих международных наград и
титулов.
Борис Эйфман родился в Сибири, окончил балетмейстерское отделение
Ленинградской консерватории. В 1977 году он создает собственную
труппу - Ленинградский "Новый балет", сегодня известную
миллионам зрителей как Санкт-Петербургский государственный академический
театр балета Бориса Эйфмана. Концепция коллектива была достаточно
смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная
лаборатория одного хореографа.
Уже первые спектакли труппы - "Двухголосие" и "Бумеранг"
- принесли театру зрительский успех и заставили критиков говорить
о новых тенденциях в российском балетном искусстве. Однако последователи
традиционной школы не спешили признавать авторитет молодого хореографа.
Новаторство в выборе драматургического материала и музыки, смелость
пластических решений надолго закрепили за Борисом Эйфманом репутацию
"хореографического диссидента".
В период конца 1970-х - начала 1980-х годов в театре Эйфмана вырабатывается
собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется
всё больше балетов, драматургической основой которых становятся
произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся
особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются
спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который
передавал предельный накал страстей героев: "Поединок",
"Идиот", "Безумный день, или Женитьба Фигаро",
"Легенда", "Двенадцатая ночь", "Мастер
и Маргарита", "Убийцы" и другие.
Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального
искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими
спектаклями "Я - Дон Кихот", "Красная Жизель",
"Русский Гамлет", "Анна Каренина", "Чайка",
"Евгений Онегин", "Роден", "По ту сторону
греха", "Реквием", "Up & Down", "Чайковский.
PRO et CONTRA". Эти снискавшие всеобщее признание работы не
только представляют на самом высоком художественном уровне достижения
современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному
духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему
хореографа и его артистов.
Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый
мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные
связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка -
все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких
десятилетий сопровождает выступления театра на ведущих сценических
площадках мира.
Эйфман - хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и
тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых
сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр,
в котором он работает, как "психологический балет". Газета
The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих
балетмейстеров: "Балетный мир, находящийся в поиске главного
хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это - Борис Эйфман".
Важный этап в жизни театра начался в 2011 году, когда Правительством
Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии
танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф.
В сентябре 2013 года эта балетная школа инновационного типа, чья
деятельность направлена на воспитание творческой элиты России, начала
свой первый учебный год.
Также в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец
танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров
танцевальных искусств.
Спектакли хореографа перенесены на сцены Берлина, Вены, Варшавы,
Неаполя, Риги, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Токио, Сеула, Астаны и
других городов.
Создание оригинального балетного репертуара современной России на
базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие
новых форм хореографического искусства XXI века - основные составляющие
творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.
|
"Роден". Фото - Майкл Кури
|
|
"Чайковский. PRO et CONTRA". Фото
- Евгений Матвеев
|
(по материалам пресс-службы Академического театра балета Бориса Эйфмана)
|
|