|
|
Опера написана специально для Мариинского театра и посвящена маэстро
Валерию Гергиеву. Либретто оперы было создано самим композитором
по сказке словацкой писательницы Бажены Немцовой в переводе Николая
Лескова и мотивам русских народных сказок. Старинные сказочные мотивы,
преломлённые в были-небылицы, часто звучали в творчестве Лескова,
большого поклонника сказок всех времён и народов. И этот замечательный
писатель, большой знаток русской души и русского фольклора, издавна
был любимцем Родиона Щедрина, обращавшегося и ранее к его творчеству.
Вспомним его великолепную оперу "Левша" в прекрасной постановке
Алексея Степанюка.
И на этот раз Лесков (опосредованным образом) Щедрин и Степанюк,
встретились снова, чтобы с помощью дивной сказки поздравить людей
с новым годом и Рождеством Христовым. И это удалось наславу.
Итак, по вдохновенному зову души к волшебству - в лесу родилась
ёлочка, вернее, возродилась как птица Феникс с дивным оперением
из искусно смонтированных электрических гирлянд. Чудеса старинной
сказки и современной техники нашли друг друга и рука об руку пошли
по XXI веку. Мотивы народных сказок, вещих снов, старинных преданий,
примет и верований сплелись в единый сказочный узор, нашедший свой
образ в звуках виртуозно оркестрованной музыке Щедрина, где мелодическая
красота, выразительные музыкальные портреты персонажей и импрессионистки
живописные голоса всех инструментов оркестра создали поистине волшебную
музыкальную фреску.
Щедрин - выдающийся мастер оркестровки, заставляет каждый инструмент
быть своеобразным солистом, действующим лицом всего музыкально-сценического
действа. В его музыке зримо звучат чарующие картины природы, весёлые
шествия праздничных гуляний, славные, трогательные и озорные образы
былей-небылиц, чудесные перепевы колокольных звонов, окуренных ладаном
церквей. Ну а в сказке как всегда всё должно быть невероятным, чудесным,
сказочным.
Собирательные образы персонажей этих сказок идут из глубины веков.
Но они всегда современны, как добро и зло, как смена времён года,
как сама природа в её первозданной красоте.
Славная героиня сказки Замарашка отсвечивает мотивами вечной Золушки,
уже почти пять веков живущей на свете. Замарашка - красивая, добросердечная,
услужливая, несёт в себе вечное стремление к добру.
Здесь же присутствуют и её антиподы: злая, корыстная Мачеха (Анна
Кикнадзе) и её дочь Злыдня (Лариса Юдина), всячески помыкающие добрую,
безотказную Замарашку, которой приходится подчас выполнять невозможные
поручения, как например, сбор фиалок в заснеженном лесу. Сказочным
царством, как и положено, управляет Царица, в меру заботливая, в
меру чопорная, иногда вздорная, но всё-таки благоразумная и желающая
добра свои подданным. Распорядителем при ней был великий канцлер,
который и вёл все дела сказочного царства. Трону служили также:
царский дровосек, караульные офицеры, глашатаи, гвардейцы, разного
рода придворные и всегда послушный им народ.
Основными же персонажами можно считать Двенадцать Месяцев, символов
смены времён года и perpetuum mobile всей жизни.
Каждому месяцу композитор создал свою музыкальную характеристику,
изображая в звуках образ времени года. В характеристике месяцев
Щедрин использовал мужские и женские голоса. Их сказочно красивые
партии, при создании которых композитор использовал свой уникальный
талант понимания природы и мастерство виртуозного владения оркестром,
звучат воистину как волшебство самой вселенной.
Время действия оперы - 31 декабря, канун нового года. В этот момент
все месяцы собираются на поляне, чтобы передать "полномочия"
своим собратьям наступающего года. Возглавляет это шествие Декабрь,
подводящий итоги года уходящего.
Собравшись в заснеженном лесу, месяцы встретили Замарашку, отправленную
на поиски фиалок. Уставшая и обессиленная, она заснула среди сугробов.
Месяцы пожалели добрую девочку и решили ей помочь. Декабрь уступил
своё место Апрелю, и перед Замарашкой появилась весенняя поляна
с благоухающими фиалками.
Когда Замарашка принесла цветы домой, Мачеха со Злыдней поспешили
отнести их во дворец, ибо Царица не могла вступить в новый год без
свежих лесных фиалок и обещала мешок с золотом тому, кто их доставит
во дворец.
Мачеха и Злыдня сказали Царице, что сами собрали фиалки в заснеженном
лесу, но она не поверила им. Лгуны были подвергнуты испытанию на
детекторе лжи, и во всём признались. Как во всех сказках добро восторжествовало.
Доставленная во дворец Замарашка с помощью волшебного кольца, подаренного
ей Апрелем, вызвала к Царице Двенадцать Месяцев и тайна появления
фиалок была раскрыта.
Великолепно создан зрительный образ спектакля: режиссерское решение
(режиссер-постановщик Алексей Степанюк), декорации (художник-постановщик
Александр Орлов), художник по костюмам - Ирина Чередникова, художник
по свету - Александр Сиваев, видеография - Виктория Золотникова,
сценическое движение (хореограф - Илья Устьянцев).
Публика, входящая в зал, сразу же видит занавес и кулисы тёмно-сапфирового
цвета, усыпанные золотыми светящимися звёздами. Поэтому можно представить,
что местом действия является сама предновогодняя вселенная. Ведь
в сказках возможно и такое. Разнообразно, искусно выполненные цветовые
подсветки, эмоционально подчёркивают характер меняющихся сцен. Здесь
режиссер использует своеобразный кинематографический приём сменяющихся
кадров, что позволяет воспринимать происходящее в манере живописно
движущегося повествования.
Начало спектакля стало заставкой ко всему последующему действу и
здесь проявилось истинное богатство воображения режиссера и художников.
Это было ожившее царство сказок, персонажи которых радужно веселись
на рождественском карнавале. В искрящемся водовороте разноцветной
толпы просматривались и персонажи Лескова. А зоркий глаз и яркая
фантазия могли усмотреть также ненароком и персонажей "Левши".
В буйном веселье движущейся сказки каждый зритель мог уловить черты
знакомых персонажей, собравшихся вместе.
Здесь можно было найти и элементы уличного театра, характерного
для русского фольклора. Всё сверкало и было наполнено весельем.
Затем в глубине сцены возникла изба Мачехи с двумя кроватями, напоминающими
современные шезлонги. Авторы спектакля нередко бросают своеобразные
взгляды в сегодняшний день. Далее друг за другом следуют сцены,
представляющие дворец Царицы и зимний лес. Берёзовый лес возникает
откуда-то из поднебесья. Сверху на него обрушивается лавина белого
снега, и с земли поднимается жемчужно-пепельный пар. Всё это создаёт
картину фантастической ирреальности такой необыкновенной красоты,
что вызывает в памяти кадры фильмов Лукино Висконти. И среди этого
снежного царства внезапно возникает поляна с фиалками, согретыми
"юным солнцем Апреля". И магическая фиалка становится
полнокровным действующим лицом спектакля, его скрытой душой, несущей
хрупкую, нежную красоту. В своё время фиалка была любимым цветком
многих поэтов. Гёте посвятил ей проникновенные стихи, ею любовался
Тютчев, а знаменитая пармская фиалка стала романтическим символом
любви.
Двенадцать Месяцев внешне представляют собой высокие конусообразные
конструкции цвета звёздного неба, подстать вселенной, с которой
символически они слиты воедино. Месяцы плавно движутся по сцене,
тоже в стиле уличного театра, когда по праздничным площадям бродили
ряженые персонажи на высоких ходулях. Всё как в сказке. Виртуозно
созданное освещение дополняет эту феерическую картину. Цвет движущихся
прожекторов тоже несёт эмоциональную нагрузку: голубой подчёркивает
бездонность звёздного неба, зелёный - тональность нежной весны,
а лиловый - магические фиалки. Зрелище было настолько красиво и
оригинально, что слегка танцевальное движение Месяцев по сцене часто
сопровождалось аплодисментами зрительного зала.
Режиссер-постановщик вместе с талантливой группой художников разных
специальностей прекрасно проводит всё сквозное действие спектакля
и приводит его к полной гармонии с замечательной труппой.
Хотелось бы также отметить работу хореографа. Все актеры движутся
очень пластично. В массовых сценах иногда вводится лёгкий танцевальный
ритм. И даже разнообразные предметы реквизита активно участвуют
в общем театральном действе.
Замечательно созданы также образные костюмы всех персонажей. Выдающийся
маэстро Валерий Гергиев дирижировал уже многими произведениями Родиона
Щедрина и досконально знает и чувствует его творчество. В "Рождественской
сказке" Гергиев создаёт уникальный музыкальный образ произведения.
Его музыкальные картины живописны и рафинированы. По сказочному
заворожено звучат соло всех инструментов, виртуозно со всеми оттенками
красочной музыкальной палитры, выпевающих свои партии и вновь гармонично
сливающихся с оркестром. В каждом звуке оркестра заключено волшебство
и поэтому музыкальный образ спектакля получился воистину магическим.
В персонажах Двенадцати Месяцев, образах времён года, Гергиев создаёт
утончённую музыкальную живопись. В сценах народных гуляний в оркестре
звучат штрихи весёлых шуток. В гротескных образах Мачехи и Злыдни
проскальзывает терпкий юмор. И всёпобеждающая доброта светится в
нежном образе Замарашки. Для этой партии композитор использовал
колоратурное сопрано, которое из всех оттенков голоса плетёт истинное
кружево сказочной мечты.
Голос и мастерство певицы Пелагеи Куренной творит чудеса. Певица
и маэстро Гергиев проводят эти сцены на запредельной звуковой красоте,
и кажется, что их тончайшее пьяно растворяется в глубинах звёздной
галактики.
Финальная сцена - большой хор, своеобразный гимн Радости и Доброте,
замечательная работа главного хормейстера Андрея Петренко. Звучит
вера в то, что новый год должен умножить эти божественные чувства.
Все участники спектакля восторженно поют эту своеобразную "оду
к радости", а проводящий свои последние минуты в этом году
месяц Декабрь в прекрасном исполнении Эдуарда Цанги произносит свои
последние слова: "Давайте делать людям добро" а из зрительного
зала доносятся возгласы: "Спасибо! С новым годом!".
Музыкальное и сценическое действо спектакля гармонично во всех деталях.
Сказочный образ рождественской оперы стал ценным достоянием Мариинского
театра. Теперь наряду с балетной рождественской сказкой П. И. Чайковского
"Щелкунчик" появилась и оперная сказка Р. К. Щедрина.
|
|