|
|
Петербургские любители музыки всегда с нетерпением ждут открытия
филармонического сезона, ибо знают, что он несёт для них благостное
отдохновение и, переступив порог знаменитых залов, они могут воспринять
душой и сердцем.
И Филармония всегда сохранит свой высочайший уровень. Маэстро Юрий
Темирканов, художественный руководитель Филармонии, выдающийся дирижёр
и прекрасный организатор, свято хранит священные традиции Филармонии
и, благодаря своему безупречному вкусу, предлагает интереснейший
репертуар. И любые сюрпризы могут быть только высокоталантливые.
Программа сезона разнообразна и обширна. Знаменитые фестивали "Площадь
Искусств" и "Музыкальная коллекция". Выступления
прославленных оркестров: заслуженного коллектива России академического
симфонического оркестра Филармонии под руководством Юрия Темирканова
и академического симфонического оркестра Филармонии, возглавляемого
его главным дирижером маэстро Александром Дмитриевым.
С оркестрами и сольными концертами выступят самые знаменитые музыканты
мира: пианисты, скрипачи, виолончелисты, органисты, певцы, в том
числе и недавно вспыхнувшие звёзды, свет которых уже ярко освещает
музыкальный небосклон.
С филармоническими оркестрами выступят и дирижёры других стран.
Знаменитые оркестры мира станут гостями петербургской Филармонии.
Филармонические оркестры как обычно совершат многочисленные концертные
турне по разным странам мира, где выступят в самых известных концертных
залах.
Специальными концертами будут отмечены памятные даты П. Чайковского,
А. Скрябина, С. Прокофьева, Г. Свиридова.
Очень важным является "Эрмитажный проект" в рамках, которого
в знаменитом музее пройдут культурно-просветительские концерты.
Как обычно, в филармонических залах пройдут благотворительные концерты
и концерты для маленьких слушателей, где в числе многих интересных
программ пройдёт также и "Фантазия" Уолта Диснея.
Концертный сезон Филармонии им. Д. Д. Шостаковича по традиции начинается
в день рождения великого композитора - 25 сентября. (В этом году
Шостаковичу исполнилось бы 100 лет). В памятном концерте выступил
симфонический оркестр под управлением маэстро Юрия Темирканова.
В концерте прозвучали Девятая симфония Дмитрия Шостаковича и Второй
фортепианный концерт Иоганнеса Брамса (солист Гаррик Ольссон). Все
симфонии Д. Д. Шостаковича - это своеобразная музыкальная летопись
его жизни, жизни его страны, его взаимоотношений и взаимопроникновения
с окружающей аурой. Почти всегда его музыка как лакмусовая бумага
отражает состояние времени. Его музыка, высокопочтимая во всём мире,
знала прекрасных исполнителей (Евгений Мравинский, Герберт фон Караян).
И замечательным исполнителем его симфоний является маэстро Юрий
Темирканов. Каждая симфония в его трактовке - это музыкальная картина
эпохи с её сложными настроениями, прошедшими через душу автора.
Девятая симфония, написанная сразу после Второй мировой войны, являет
собой своеобразный глоток свежего воздуха после жутких дней блокады,
мотивы которой звучат в Седьмой симфонии. Наравне с драматическими
мотивами болезненных воспоминаний о прошлом в музыке Девятой симфонии
с её тонкой мелодичностью сквозит свет, желание взглянуть в далёкие
небеса и воспрянуть душой. Всё это сложное переплетение противоречивых
эмоций и светлых устремлений с изысканной музыкальной живописью
передана в исполнении оркестра Юрия Темирканова.
Второй концерт И. Брамса (си бемоль мажор, 1881) тоже наполнен светом,
нежной любовью, а порой и порывами лучезарного сияния. Он был исполнен
Гарриком Ольссоном, одним из лучших пианистов времени с виртуозным
изяществом и самозабвенными, эмоциональными порывами.
Блестяще открыл сезон и симфонический оркестр под управлением Александра
Дмитриева, исполнившего в память П. И. Чайковского его "Итальянское
каприччио", своеобразное восторженное воспоминание о поездке
в Италию. В исполнении оркестра Дмитриева чувствовалось упоение
дивной природой этой страны, шелест апельсиновых рощ и ослепительная
голубизна небесной лазури.
Девятая симфония А. Дворжака "Из Нового Света" у Дмитриева
звучала как воспоминание о путешествии в очень понравившуюся ему
Америку с её прериями, ковбойскими ритмами, индейским фольклором
и каменными джунглями городов.
В концерте принял участие аргентинский пианист Серхио Тьемпо, прекрасно
исполнивший Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
Это одно из самых сложных фортепианных сочинений в трактовке Серхио
Тьемпо прозвучало с трепетным восторгом и искренним эмоциональным
блеском.
Столетие со дня смерти гениального композитора Александра Скрябина
торжественно почтил симфонический оркестр Филармонии, дирижёром
которого был Александр Ведерников.
В концерте приняли участие хор студентов и камерный хор Санкт-Петербургской
консерватории, а также пианист Андрей Коробейников.
Приход в мир музыки Александра Скрябина стал явлением поистине экстравагантным.
Изначально прекрасный пианист и большой почитатель Ф. Шопена, Скрябин
создал много фортепианных произведений, в которых виртуозная структура
была изысканно окрашена лирикой и патетикой одновременно. Таков
и его фортепианный концерт (фа диез минор, 1886) с необыкновенной
свежестью звучания и восторженными порывами, исполненный Андреем
Коробейниковым.
Симфоническая поэма "Мечты" с её заоблачным полётом мечты
и экзотическими устремлениями в высоты творчества, выраженные в
трактовке А. Ведерникова, обрели почти "хрустальное" звучание
этой импрессионистской партитуры и казалось, что сам звук отражается
в переливах хрустальных филармонических люстр, свет которых становился
равноправной гранью звучания симфонической поэмы.
"Прометей" ("Поэма огня") - является одним из
уникальных сочинений, в котором помимо сложного музыкального языка,
созданного из оркестра, хора и фортепиано, есть ещё и световая строчка
(знаменитая цветовая гамма, открытая Скрябиным) и таким образом
цвет и звук сливаются в единое целое. "Поэма огня" Скрябина
стала воистину вселенским огнём, высеченным этим музыкальным Прометеем.
Автор хотел, чтобы при её исполнении звучала и светила всеми цветами
радуги буквально вся вселенная. В филармонической библиотеке хранится
экземпляр партитуры, принадлежащий Соболеву, где рукой самого Скрябина
написана световая строчка. И хотя воспроизведение её без специальной
аппаратуры не представляется возможным, в оркестровом звучании у
Александра Ведерникова ощущалось бесконечное богатство света и всполохов
прометеева огня.
С большим нетерпением и предвкушаемыми восторгами ждали любители
музыки выступления оркестра итальянского радио и телевидения (RAI).
Национальный симфонический оркестр Италии - один из лучших оркестров
мира и руководит им замечательный дирижёр Марко Анджиус.
Что и говорить, в этом оркестре на протяжении всей его истории играли
только отличные музыканты и за его пультом стояли многие прославленные
дирижёры.
Марко Анджиус - дирижёр тончайшей интуиции, эмоционально виртуозный
и умеющий составлять нужный репертуар. На этот раз как одна из визитных
карточек Италии в программу вошёл "упоительный" Россини
и с изящным блеском была сыграна увертюра к его опере "Семирамида".
Далее творчество популярного, всеми любимого композитора, нашего
современника Нино Роты, представленного сюитой из знаменитого фильма
Федерико Феллини "Дорога". Дирижёр умеет открыть душу
каждого произведения и перед слушателями в звуках музыки мысленно
предстала живописно-тревожная дорога крошечного цирка и лучезарная
улыбка Джульетты Мазини.
Дирижёр в своём ошеломляюще упоительном исполнении подарил пять
этюдов картин Сергея Рахманинова в замечательной оркестровке Отторино
Респиги. Этот утончённый музыкальный импрессионист очень любил русскую
музыку. Он был учеником Н. А. Римского-Корсакова и высоко чтил талант
и мастерство своего учителя. Под влиянием его сказочных музыкальных
струй Респиги создал свои знаменитые импрессионистские "Фонтаны
Рима" и страстно любя музыку Рахманинова, переложил на оркестр
его живописные этюды-картины, которые трогательно и образно преподнёс
слушателям Марко Анджиус.
И прекрасная Италия зазвучала также одной из самых загадочных струн
её многословной души - скрипкой Паганини. Замечательная, виртуознейшая
скрипачка Анна Тифу исполнила концерт № 2 для скрипки с оркестром
Паганини (La companello). И её исполнение сверкало переливающейся,
жемчужной россыпью и волшебно льющимся перезвоном бесконечного множества
небесных колокольчиков.
|
|