|
|
Первый концерт П. И. Чайковского - одна из самых драгоценных жемчужин
мировой классической музыки для фортепиано. Это - одно из самых
исполняемых произведений, и каждый пианист считает за честь иметь
его в своём репертуаре.
Концерт имеет большую исполнительскую историю. На премьере в Бостоне
его сыграл Ганс фон Бюллов. Знаменитым исполнителем концерта был
также любимый ученик П. Чайковского - композитор Сергей Танеев.
Его торжественное звучание пронеслось через весь ХХ-й век и популярность
произведения всё время возрастала и распространялось по всей планете.
Это виртуозное сочинение отмечено глубоким драматизмом и в то время
в нём звучат самые задушевные лирические темы с мотивами русского
и украинского фольклоров. Его каскад торжественных, героических
аккордов вселяет веру в победу человеческого духа. Иногда кажется,
что в этом концерте звучит вся Россия.
На Первом Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве
этот концерт был блестяще исполнен Ваном Клиберном, а своим сегодняшним
исполнением Барри Дуглас как бы благославляет всех молодых музыкантов
и желает им больших успехов. Ранее он сам был золотым лауреатом
этого конкурса и теперь вошел в составе его жюри.
В этом знаменательном концерте симфонический оркестр Мариинского
театра под управлением Валерия Гергиева сыграл Четвёртую симфонию
П. Чайковского (фа мажор. соч. 37. 1870).
Каждая из симфоний Чайковского являет собой уникальное музыкальное
повествование о жизни и мироощущении великого композитора, всегда
предельно искреннего в выражении своих чувств. Четвертая симфония
написана в тяжёлый период жизни её автора, поэтому в ней очень сильно
звучит тема рока и бессилие человека в борьбе с ним. Но состояние
отчаяния иногда сменяется робким желанием вырваться из него, побороть
неумолимую судьбу. Однако эти попытки подчас остаются тщетными.
И человек пытается погрузиться в обманчивые иллюзии. Как всегда
в творчестве П. Чайковского в Четвёртой симфонии тоже проходит поэтическое
звучание темы природы. В ней Чайковский тоже ищет своеобразное забытьё
и отдохновение. Нежно и протяжно звучит тема русской народной песни
"Во поле берёзонька стояла", в которой также слышна колыбельная,
а иногда мотив животворной жизненной силы, мотив России, столь любимой
Чайковским.
Валерий Гергиев проникновенно и с большой любовью передал это сложное
и эмоционально красочнее произведение. В исполнении маэстро прозвучали
также фрагменты из балета П. Чайковского "Щелкунчик".
В романтической сюите на темы балета Чайковского по сказке Э.Т.А.Гофмана
прозвучали темы детства и юности с их сказочными мечтами, тревогами
и ожиданиями чуда. В живописных звуках светилась жажда добра и стремление
победить злые силы. В них слышались сказочные образы зимы с её танцами
волшебных снежинок и лелись струи розового вальса, в лёгких волнах
которого плыл дуэт Маши и Щелкунчика. И казалось, что сам П. И.
Чайковский после многих бурь умиротворенно созерцал эту божественную
красоту.
|
|