- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 4(47)

 

ОПЕРА ПРЕМЬЕРЫ

 

Светлана Сливинская

ЛЕВША НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ

Опера Щедрина к инаугурации новой сцены Мариинского театра

 
 
 

В Мариинском театре обрела прочную сценическую жизнь новая опера Родиона Щедрина "Левша", созданная по мотивам повести Николая Лескова. Опера написана по заказу Мариинского театра в честь открытия его второй сцены "Мариинский-2" и посвящена композитором генеральному директору, художественному руководителю театра Валерию Гергиеву.
Эта прекрасная опера трактует темы вечные и вечно живые, которые в разных социальных одеждах всегда современны и актуальны. Они являются частью мироздания и живут вместе с ним во времени.
Эта опера-притча в облике ярмарочного балагана, фантасмагорическая быль-небывальщина, чудо-юдо этакое, сотворённое гением в лаптях, пребывающем в чреве социального дна.
"Левша" - уникальная повесть Николая Лескова, одного из ярчайших представителей плодотворной литературной орловщины, который знал самые потаённые глубины русского национального характера и с большой точностью и мастерством словесно оркестровал их в своём сочинении.
Эта повесть с её яркими контрастами даёт богатый материал и для музыки, ибо воистину здесь эпическое растворяется в балаганом чреве. И в музыке Щедрина звучит гротескная театральность, где как эхо отражается и трагедия одинокого Петрушки и неприкаянность кривого Левши и своеобразный чопорный блеск петербургского и лондонского дворов.
Р. Щедрина всегда привлекала народная мудрость и его творческой природе были по душе образы народных умельцев, людей "от Бога", тайну которых не могли разгадать никакие учёные мудрецы. Вспомним романс Н. А. Римского-Корсакова "Октава": "Гармонии стиха неведомые тайны, не думай разгадать по книгам мудрецов…", а тем более официальные лица, для которых это вообще была излишняя морока, нарушающая их привычный уклад жизни. В лучшем случае они могли лишь диву даваться, да руками разводить: Левша чудо совершил невероятное - Блоху подковал и весь мир вокруг в удивлении пал.
И в образной музыке Щедрина слышится живописное богатство русских ярмарок, балаганных чудес, пёстрых лоскутных образов, несущихся в гротескном карнавале жизни.


В своё время дед Щедрина был священником, и композитору хорошо знаком этот народ-богоносец, который к несчастью никогда не мог защитить своих гениев, подчас сидящих прямо в придорожной грязи (вспомним, к примеру, кадры из фильма А. Тарковского "Андрей Рублёв").
На редкость интересно и убедительно режиссёрское и художественное решение спектакля (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств России Алексей Степанюк, художник-постановщик - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии России Александр Орлов, художник по костюмам Ирина Череднякова). Здесь авторы, как говорится, со всех точек зрения "попали в десятку". В спектакле нет ни одной фальшивой ноты. Режиссер и художник выступили истинными мастерами зримой музыки, и сценический образ оперы точно раскрывает замечательную музыку композитора.
Вся многослойная быль-небывальщина приобретает фантасмагорические и в то же время графически чёткие очертания. В рафинированной цветовой гамме преобладают черный, белый и красный цвета, которые могут иметь многозначную трактовку - жизнь, смерть, страсть, восторг, холод, траур, равнодушие. Но скорее всего, они составляют сложную эмоциональную мозаику всех этих состояний.
Сценическое действие происходит в трёх условных измерениях, где сталкиваются два своеобразных вида гротеска - европейский рациональный и российский иррациональный. Окружение Левши дано в формах гротеска балаганного, а придворный мир в стиле гротеска официозного. Российская быль-небывальщина представлена бескрайними заснеженными пустырями, полосатыми верстовыми столбами, покосившимися домишками, где, кажется, действительно "бесы собрались" и беснуются там с незапамятных времён. А высокопоставленные державные ноги попирают всё это людское и придворное беснование.
Как на подиуме появляются Александр I, Николай I, Георг III, его дочь принцесса Шарлотта и облачённые в экзотические одежды английские невесты Левши. И как марионетки, движущиеся в чуть танцевальном ритме, проскальзывают группы английских придворных, российских жандармов и прочего антуража.
Отлично созданы и спеты все роли. Но, прежде всего, хотелось бы отметить Левшу - лауреата всероссийского конкурса Станислава Леонтьева. Актёр воистину создал экзотический образ народного гения, разгильдяя и пьяницы, божьего "человека, в конце концов, поруганного и распятого". Однако по существу главным персонажем стало творение Левши - Блоха, созданное "левой рукой" по воле Божьей. Этот шедевр, эта истинная драгоценность предстаёт в своеобразном футляре в центре сцены во всех трёх изменениях по вертикали. Одетая в интереснейшие гротескные костюмы, она приобретает фантасмагорический облик. И голос её звучит как из мира нереального.
Партия Блохи написана для действительно почти "нереального" колоратурного сопрано. И певица - лауреат международных конкурсов Кристина Алиева на запредельном, буквально волшебном пьяно, из тончайшей голосовой нити соткала вокальные узоры замечательной, сказочной красоты. И Блоха не только шедевр искусства. Левша-Пигмалион вдохнул в неё душу. И она его единственная заступница и покровительница. Она - его дитя и его истинная невеста в белом, оплакивающая своего создателя. Она дана ему Богом. Творение художника - вот что истинно и остаётся навсегда. Оно продолжает его жизнь.
Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Гергиев блистательно соединил все компоненты спектакля в единое целое, создав выдающееся музыкально-сценическое зрелище. И спектакль по праву может считаться эталоном, доказывая большие возможности современной оперы.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров