|
|
Согласно традициям фестиваля "Музыкальная коллекция",
ежегодно 4 июня, в день рождения выдающегося дирижёра Евгения Александровича
Мравинского, в течение 50 лет руководившего Заслуженным академическим
симфоническим оркестром Ленинградской (Петербургской) филармонии,
идёт концерт, посвящённый памяти Маэстро.
Поклонники замечательного музыканта всегда с благоговением ждут
этого концерта. С утра, как правило, они с букетами нежных цветов
начала лета посещают могилу Мравинского, а вечером приходят в белоколонный
зал филармонии, где выступал знаменитый дирижёр и где они могут
ощутить его незримое присутствие на этих мемориальных концертах.
В этом году уже в Вечности Евгению Александровичу Мравинскому исполнилось
110 лет, а здесь на Земле в его честь играет академический симфонический
оркестр филармонии под управлением прекрасного дирижера Александра
Дмитриева, который исполняет репертуар, близкий сердцу и творческой
природе Евгения Мравинского. Исключительно тонко чувствует Дмитриев
и творческую волю Мравинского.
Будучи потомственным музыкантом, отец которого играл в оркестре
Мравинского, Дмитриев с юных лет эмоционально воспитывался исполнительским
искусством этого выдающегося музыканта и следил за его дирижёрской
палочкой, как за волшебным жезлом.
И вот начинается концерт памяти этого великого чародея музыки. На
сцене - большой портрет Мравинского, около которого лежат нежные
белые розы, символ раннего лета. Дмитриев начинает выступление оркестра
с Пятой симфонии П. И. Чайковского, выдающимся исполнителем которой
был Мравинский. Он со своим оркестром играл это произведение во
всём мире, и его трактовка симфонии считается канонической. Тревожно
и трепетно ведёт Дмитриев заложенную в музыке Чайковского тему судьбы,
страха перед неизбежным концом жизненного пути и желанием побороть
этот страх. Когда же начинает звучать знаменитый вальс, оркестр
под управлением Дмитриева буквально излучает в зал струю свежего
воздуха, которая подобно дуновению надежды, и публика благоговейно
внимает этим волшебным звукам.
Мравинский очень любил Вагнера и прекрасно исполнял его произведения,
в особенности увертюры композитора к его знаменитым монументальным
операм.
В его интерпретации они звучали одновременно и строго, и живописно.
Слушая эти произведения у Мравинского, казалось, что Вагнер необыкновенно
подходит строгой красоте Петербурга и очень хорошо сочетается в
одном концерте с музыкой Чайковского.
Так оно и случилось в исполнении Дмитриева к опере Вагнера "Лоэнгрин",
которое прозвучало сказочно в своеобразной "жемчужной тональности"
(Вагнер обладал цветным музыкальным слухом), и растворялось в прозрачном
сумраке петербургской белой ночи, напоённой ароматом жасмина и сирени.
Свой знак глубокого почтения к памяти Мравинского и своё восхищение
талантом Маэстро высказал прекрасный ирландский пианист Барри Дуглас
исполнением Концерта № 1 для фортепиано с оркестром Бетховена.
Барри Дуглас - превосходный пианист, обладающий виртуозной техникой
и сочной звуковой палитрой. К тому же музыканту очень близка Россия,
где в 1981 году он получил золотую медаль на конкурсе П. И. Чайковского.
Ныне известный пианист, удостоенный многих высших наград, выступает
в лучших концертных залах мира. Концерт, созданный Бетховеном, в
ранний период своей творческой юности, у Дугласа прозвучал необыкновенно
свежо. Он с большой радостью играл "для Мравинского",
к портрету которого возложил розы всевозможных оттенков.
С днём рождения, Маэстро! Низкий поклон за Вашу блистательную творческую
жизнь!
|
|