- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 2(45)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

(автор Михаил Иванов)

ПРАЗДНИК БАЛЕТА В ПЕТЕРБУРГЕ

O XII Международном фестивале балета Dance Open

 
 
 

За годы своего существования этот фестиваль набрал силу, популярность, приобрёл большой размах и стал одним из самых престижных балетных фестивалей мира, на котором выступают самые яркие звёзды мирового балета, известные балетные труппы и в мероприятиях которого (особенно в жюри фестиваля) принимают участие знаменитые хореографы, руководители ведущих театров мира.
Из года в год фестиваль успешно варьирует свои программы. В этом году на сцене Алксандринского театра были представлены три одноактных балета, созданных в разных странах и в разных хореографических стилях.
В этом году исполнилось сто лет со дня первой постановки Вацлава Нижинского балета Игоря Стравинского "Весна священная" (Театр Елисейских полей, Париж), закончившейся провалом. Такое случалось неоднократно со многими выдающимися произведениями во всех видах искусств. Новое, непривычное нередко шокирует даже бывалых артистов. Спектакль Нижинского впоследствии был воссоздан и оценён по достоинству, как открытие нового хореографического языка, адекватно отразившего суть музыки Стравинского.
К живописной музыке, уходящей корнями в древнее русское язычество, обращались в течение века хореографы разных стран и направлений, далеко не всегда понимавшие её сложную структуру. Более ста постановок "Весны священной" родилось в хореографическом мире за этот период. Они были совершенно разные, подчас далеко не выдающиеся и быстро исчезали. Но были и очень интересные работы. Загадочная музыка Стравинского и древняя таинственная Русь, всегда привлекательная, но не очень понятная для других народов, продолжает вдохновлять воображение хореографов.
На фестивале Dance Open балет "Весна священная" был представлен труппой Словенского национального театра города Марибор в постановке её художественного руководителя Эдварда Клюге. Это была мировая премьера спектакля. Танцовщики были одеты в трико телесного цвета, символизирующие обнажённость тела и близость человека к природе. Их пластические композиции напоминали абстрактные иероглифы, неподдающиеся расшифровке. Любой зритель мог трактовать их по-своему, ибо хаотические движения танцовщиков, едва связанные с самой музыкой Стравинского, и не подразумевали никакой хореографической мысли. Всё это действо, названное хореографией, походило на коллективную вакханалию каких-то диких людей, на которых свергались потоки воды, хлынувшие с колосников сцены. Артисты с восторгом первобытных существ толкали в разные стороны распластанные тела, вращая своих партнёрш за ноги по мокрой сцене, где-то отдалённо напоминая искажённые трюки фигуристов на льду. У части зрителей, которые, возможно, впервые попали на балет, это вызвало неописуемый восторг, Но танцев, как таковых, в этом балете не было. Это был своеобразный пластический эксперимент с яркими эффектами, отображающими одно из направлений в современном театральном мире и этим вызывающий несомненный интерес.
Молодой итальянский хореограф Якопо Годани замахнулся сразу на глобальность. Его экспериментальный спектакль Spazio-Tempo (Пространство-Время) на музыку немецкого экспериментального электронно-акустического дуэта "48 Nord", представленной дрезденской балетной труппой, тоже давал свободу воображению. Но это воображение должно было искать точки опоры в воображаем пространстве и в современном времени. Выразительный пластика изломанных линий танцовщиков, их уверенные, быстрые зигзагообразные движения, ярко повествуют о нервном состоянии прстранства во времени нашей сегодняшней жизни. Это был своеобразный символ современного мироощущения Годани, который в своё время работал в труппе Франкфуртского балета под руководством Форсайта и в его пластике ощущаются мотивы творчества этого знаменитого авангардиста.
Хореограф русского происхождения Юрий Петухов, работающий в настоящее время в США, откровенно признался на пресс-конференции, что верит в силу классического балета и готов поспорить с авангардистами и представил в исполнении труппы Большого театра, с которым он часто сотрудничает, свой изысканный балет "Классическая симфония" на музыку Сергея Прокофьева. Юрий Посохов прекрасно знает все формы танца, уверенно придерживается любимой им классики. Он любит величие классического танца, верит ему и танец отвечает ему взаимностью.
Юрию Посохову не нужны на сцене ни вода, ни грязь… Изящные аркады декораций, отражающие суть классического танца и бесконечный поток грациозных движений хореографической симфонии балетмейстера, явили вдохновенный образ истинной движущейся красоты.
Так за короткое время зритель смог увидеть разные лики современного танца в своеобразном цикле "Моя хореографическая планета".
Два гала-концерта Dance Open состоялись на сцене БКЗ "Октябрьский". Первый под названием "История русского балета" показал в образах и с дикторскими комментариями всю историю русского балета в её наиболее ярких периодах, начиная от создания первой школы до сегодняшнего дня. В центре этого балетного мироздания был знаменитый "Умирающий лебедь", поставленный Михаилом Фокиным для Анны Павловой и ставший символом мирового балета. На этом вечере он был проникновенно исполнен Ульяной Лопаткиной.
Перед глазами зрителей прошли в танцевальных образах великие балетные эпохи Жюля Перро, Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Михаила Фокина, Льва Иванова, Агриппины Вагановой, Александра Горского, Леонида Якобсона, Джорджа Баланчина, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского. Все произведения были замечательно исполнены звёздами балета России и других стран. Особую симпатию вызвал вальс на музыку Р. Глиера в исполнении учащихся Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. И большой интерес привлёк дуэт из балета "Онегин" в постановке талантливого хореографа, художественного руководителя фестиваля Василия Медведева блистательно исполненный солистом Мариинского театра Юрием Смекаловым и балериной Парижской Гранд Опера Изабель Сьяровола. Русский балет по праву явил себя звездой первой величины на небосклоне истории мирового балета.
Кульминацией фестиваля стал гала-концерт звёзд мирового балета, явивший собой истинное пиршество хореографических красок. В концерте выступили представители ведущих балетных театров мира, а также труппа Испанский балет Энтредос, Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, балетная труппа Национальной оперы Украины.
Важнейшим моментом фестиваля были детские мастер-классы, на которые приехали учащиеся со всего мира, проходившие под руководством лучших педагогов России. Эти мастер-классы, после которых состоялся гала-концерт юных звёзд балета, навсегда останутся в памяти учащихся и плодотворно повлияют на их дальнейшее обучение.
В завершении блистательного праздника жюри XII Международного фестиваля балета Dance Open объявило имена победителей.
Гран-при фестиваля завоевала балерина Баварского балета Люсия Лакарра. Премию ей вручил член жюри, известный хореограф Хан сван Манен.
В номинации "Mr. Виртуозность" победу одержал солист Бостонского балета Джозеф Гатти. Титул "Ms. Виртуозность" разделили сразу две балерины: Эшли Баудер (Нью Йорк Сити Балле) и Яна Саленко (Берлинский балет).
Приз в номинации "Mr. Выразительность" жюри присудило Эрмано Корнехо (Американский балетный театр), пару ему "Ms. Выразительность", составила Ольга Смирнова (Большой театр России)
Премию лучший дуэт разделили между собой Элиза Коррильо Кабрера и Михаил Канискин (Берлинский балет) и Юргита Дронина и Фабьен Воранже (Национальный балет Нидерландов).
Победитель прошлого года Даниэль Ульбрихт (Нью Йорк Сите Балле)удостоился приза зрительских симпатий.
Все лауреаты премии получили уникальный приз - хрустальную статуэтку, повторяющую очертания стопы великой балерины Анны Павловой.
Победители премии определяются путём тайного голосования членов жюри. В этом году ими стали Борис Эйфман, Владимир Малахов, Кевин О'Хэйр, Аарон Уоткин, Дэвид Доусон, Хан сван Манен, Эдвард Клюг, Денис Матвиенко, Игорь Зеленский, Юрий Фатеев, Галина Степаненко и Юрий Посохов. Председатель жюри - заслуженная артистка РСФСР Наталья Макарова.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров