|
|
Концерт знаменитого голландского органиста Лео ван Дуселяра, состоявшийся
в рамках "Года России в Нидерландах и Нидерландов в России",
стал истинным подарком для петербургских меломанов, любителей философской,
вещей музыки мудрого органа.
Голландия - страна органов и богатых исполнительских традиций органной
музыки, плавно переходящих из дней далёких в день сегодняшний. И
в исполнении Лео ван Дуселяра старинная музыка чутко и доверительно
беседовала с нашим временем, подтверждая, что всё прекрасное, найденное
в веках, является вечным. Исполнительская манера прекрасного музыканта
гармонировала с аурой нового времени. Бах и Гайдн были воистину
нашими современниками.
Жизнь Дуселяра посвящена органу, который является его вдохновением
и средством общения с миром. Выпускник Амстердамской консерватории
им. Свелинка, он впитал в себя музыкальную атмосферу этого живописного
города и часто выступает в амстердамском Концертенбау. Дуселяр совершенствовал
также своё мастерство в Париже и прекрасно знает самые знаменитые
органы Европы и умеет беседовать с их таинственными душами.
Музыкант часто выступает в церквях, в частности в знаменитой церкви
Piterskerk в Лейдене. В свои концерты наравне со старинной музыкой
он включает и произведения современных композиторов Софьи Губайдуллиной
и Вольфганга Рима. Дуселяр ведёт также педагогическую деятельность,
являясь профессором берлинского университета Kunste.
В своём концерте в Петербурге Лео ван Дуселяр исполнил прежде всего
произведения Яна Питерзсона Свелинка, имя которого носит его alma
mater. Свелинк, выдающийся голландский композитор XVI-XVII веко,
потомственный виртуозный органист, считается классиком голландской
музыки и родоначальником северонемецкой органной школы. В Голландии
Свелинка называют амстердамским Орфеем.
С большим и искренним чувством в исполнении Дуселяра была воспринята
духовно насыщенная, взывающую к медитативным размышлениям "Токката
ля минор" Свелинка и окрашенные свежими пасторальными мотивами
вариации на тему песни "Под ивой зелёной" (Onder een Linde
groen)/
И далее, как эхо из других веков, благостно воспринятое и трансформированное
им в свою ауру, прозвучали знакомые и любимые меломанами вещие произведения
И. С. Баха, И. Брамса и Й. Гайдна.
|
|