|
|
8 ноября 2012 года исполнилось бы 74 года со дня рождения великого
русского танцовщика, хореографа и педагога, народного артиста СССР,
профессора Никиты Александровича Долгушина.
Мастер ушёл из жизни 10 июня 2012 года в разгар расцвета петербургских
белых ночей. И на его надгробии среди моря цветов "цвели"
также и букеты сирени.
До сих пор не верится, что его нет с нами. Он ушёл на очень высокой
ноте, завершив свой творческий путь мастер-классом в Парижской Гранд
Опера. Его высоко чтили в знаменитом театре, и он был приглашён,
чтобы дать уроки высшего исполнительского мастерства. Но после первого
мастер-класса он был сражён тяжёлой болезнью, от которой так и не
оправился.
Мы готовились к его 75-летию, а теперь всем его друзьям предстоит
отметить память великого артиста. Никиты нет, это не понятно. Но
он навсегда останется в нашей памяти.
Долгушин родился 8 ноября 1938 году в Ленинграде (Петербург), где
он блестяще окончил хореографическое училище им. А. Я. Вагановой.
Ещё в школьные годы его талант был замечен Касьяном Голейзовским,
создавшим для него балет "Листиана".
После окончания училища его пригласили в Театр имени Кирова (Мариинский
театр), затем он переехал в Новосибирск. В этом большом сибирском
городе, крупном научном центре, был построен театр, который так
и называли Большой театр Сибири, сцена которого представляла большие
возможности для творчества. Там под руководством П.А.Гусева собралась
талантливая молодёжь, и Долгушин исполнил много ведущих партий,
в частности в балетах "Золушка" и "Ромео и Джульетта"
Олега Виноградова, также начинавшего там свою жизнь хореографа.
По возвращению в Ленинград Долгушин работал в МАЛЕГОТе, (ныне театру
возвращено его прежнее название Михайловский театр). Здесь же наряду
с выступлениями в качестве танцовщика начались его первые хореографические
опыты.
Талант Долгушина воистину всеобъемлющ. Помимо совершенного владения
танца во всех его аспектах, он был также выдающимся актёром. И когда
К. М. Сергеев создавал в Театре им. Кирова свой балет "Гамлет",
то на главную роль он пригласил именно Долгушина, создавшего в пластике
выдающийся образ шекспировского персонажа. Когда Долгушин будет
руководить собственным театром, он вернётся к творчеству Шекспира
и создаст балет "Король Лир", где сам блестяще исполнит
главную роль.
В течение около двадцати лет Долгушин руководил кафедрой хореографии
Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова,
где проявил свои замечательные качества педагога и профессора. Одновременно
он стал главным балетмейстером театра консерватории, где в полную
силу развернулся его многогранный талант хореографа. Долгушин был
очень образованным человеком, прекрасным театральным художником,
создавшим декорации и костюмы к своим спектаклям, и признанным знатоком
танца во всех его аспектах. Как настоящий большой учёный он собирал
и изучал материалы по истории хореографии всех времён и народов.
Особое место занимало в его творчестве тема Петербурга и императорского
балета. В его театре постоянно был в репертуаре один из самых любимых
его балетов "Жизель", и сам Долгушин был выдающимся исполнителем
роли Альберта.
8 ноября этого года на сцене Михайловского театра был представлен
балет "Жизель, или Вилисы", посвященного памяти Никиты
Александровича Долгушина, премьера которого в его собственной редакции
состоялась там же 3 ноября 2007, юбилейного года, ознаменованного
празднованием 165-й годовщины постановки спектакля в России.
|
Сцена из балета "Жизель". Жизель - Татьяна Фесенко, Альберт - Никита Долгушин
1973 г. Фото из буклета Михайловского театра |
Переполненный зрительный зал с нетерпением ждал ещё одной, но уже
памятной встречи с шедевром Адама/Коралли, Перро, Петипа. В начале ожидания зала оправдались. Перед зрителями предстал романтический
сельский пейзаж с загадочным замком на заднем плане (художник В.
Окунев) в близкой к премьерной декорационной версии спектакля, созданной
для парижской премьеры 1841 года, в основе которой были декорации
Пьера Сисери и костюмы Поля Лормье.
Жизель в исполнении прима-балерины театра Сабины Яппаровой сразу
же пленяет своей легкостью, простотой и вдохновением. Подруги Жизели
окружают её, и они вместе заразительно веселятся. Пейзанский дуэтный
танец, сложный и виртуозный, в исполнении Вероники Игнатьевой и
Андрея Яхнюка создаёт праздничное настроение и сливается с общим
весельем.
Во втором акте, акте вилис, нарастает драматический накал действия.
Кордебалет, четкими линиями и роковой диагональю, создаёт цельный
образ неотвратимости возмездия для каждого случайно оказавшегося
среди них путника, затанцовывая его до смерти, в головокружительные
хороводы.
В театре, как обычно, бывает вводы новых солистов. Премьер Виктор
Лебедев, с прекрасными внешними и физическими данными, обладая хорошей
выучкой и техническими возможностями, показался не очень убедительным
Альфредом - роль, которую Долгушин исполнял, используя максимальную
действенность и образность танца, строго отбирая выразительные средства
из хореографического лексикона и используя разные палитры балетных
красок - от условного жеста до пантомимного речитатива.
Не удивительно, что такое выступление вызвало огорчение и некоторое
разочарование. Если артист и дальше будет идти по пути приспособления
музыки к исполнительским штампам, то это неизбежно приведёт к подмене
художественной выразительности лишь хореографической гимнастикой.
Долгушин успешно восстанавливал балеты Серебряного века, в частности
"Павильон Армиды" М. Фокина, к которому создал уникальные
костюмы. Особой любовью Долгушина пользовалась Анна Павлова, и в
своём театре он воссоздал цикл её хореографических миниатюр, с которым
она объехала весь мир.
Прекрасно знал Долгушин и современную хореографию. Будучи заведующим
консерваторской кафедрой, он нередко приглашал на мастер-классы
зарубежных хореографов. Увлечённый, подобно Баланчину, искусством
Фреда Астера, он создал в его стиле элегантную, виртуозную хореографическую
миниатюру, которую сам блистательно исполнял.
Долгушин был уникальным мэтром танца, что подтверждено высшими титулами
мира. Таким он остаётся в нашей памяти и в истории балетного театра.
Последние годы своей жизни Долгушин был балетмейстером-репетитором
Михайловского театра, с 2009 по 2011 гг. - председателем художественного
совета Гран-при Михайловского театра, благотворительного проекта
в поддержку хореографических школ России.
Почтила память своего выдающегося выпускника и его alma mater -
Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. В своём концерте 11
ноября в Эрмитажном театре ученики академии блестяще представили
цикл миниатюр Анны Павловой в редакции Н. Долгушина (замечательная
работа педагогов Елены Шерстнёвой и Татьяны Черкашиной).
Свой высокий профессионализм, изящество и замечательное актёрское
мастерство продемонстрировали студенты выпускного курса академии.
Ирина Силантьева в "Русской" на музыку П. Чайковского
создала образ сказочной русской красавицы. Руфина Афанасенкова "пролетела"
в своём танце легкокрылой стрекозой. Анастасия Заклинская загадочно
расцветала как диковинный экзотический цветок в "Калифорнийском
маке". Алина Красовская стала томной, романтической "Ночью",
Александра Романова блеснула в мечтательном, игривом "Рондино",
а Евгения Арутюнян явилась прекрасным романтическим "Лебедем"
(Сен-Санс/Фокин) с незабываемыми трепетными руками-крыльями.
Эти прекрасные балетные блики были самым дорогим подарком памяти
Н. А. Долгушина.
Замечательной памятью Мастера может стать и второе отделение концерта,
где в исполнении учащихся разных классов были представлены фрагменты
из столь любимого им "Щелкунчика": "Большое адажио
из финала и маленькое "снежное" адажио из 2-го акта, томный
романс Д. Шостаковича, импрессионистский "Фавн" (Дебюсси/Голейзовский)
и сказочное "Трио океана и жемчужин" из балета "Конёк-горбунок".
Хотелось бы подчеркнуть, что, помимо таланта и мастерства, все участники
концерта продемонстрировали свою большую любовь к искусству танца,
что всегда было в творчестве Никиты Александровича Долгушина.
|
Смоленское кладбище - Никита Долгушин
2012 г. Фото автора |
|
|