- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

МЭТРЫ

 

Ballet Art. - 2012. - № 4(43)

НИКИТА ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ
О двух спектаклях в память Н. Долгушина

 
 
 

(автор Михаил Иванов)

8 ноября 2012 года исполнилось бы 74 года со дня рождения великого русского танцовщика, хореографа и педагога, народного артиста СССР, профессора Никиты Александровича Долгушина.

Мастер ушёл из жизни 10 июня 2012 года в разгар расцвета петербургских белых ночей. И на его надгробии среди моря цветов "цвели" также и букеты сирени.
До сих пор не верится, что его нет с нами. Он ушёл на очень высокой ноте, завершив свой творческий путь мастер-классом в Парижской Гранд Опера. Его высоко чтили в знаменитом театре, и он был приглашён, чтобы дать уроки высшего исполнительского мастерства. Но после первого мастер-класса он был сражён тяжёлой болезнью, от которой так и не оправился.
Мы готовились к его 75-летию, а теперь всем его друзьям предстоит отметить память великого артиста. Никиты нет, это не понятно. Но он навсегда останется в нашей памяти.

Долгушин родился 8 ноября 1938 году в Ленинграде (Петербург), где он блестяще окончил хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Ещё в школьные годы его талант был замечен Касьяном Голейзовским, создавшим для него балет "Листиана".

После окончания училища его пригласили в Театр имени Кирова (Мариинский театр), затем он переехал в Новосибирск. В этом большом сибирском городе, крупном научном центре, был построен театр, который так и называли Большой театр Сибири, сцена которого представляла большие возможности для творчества. Там под руководством П.А.Гусева собралась талантливая молодёжь, и Долгушин исполнил много ведущих партий, в частности в балетах "Золушка" и "Ромео и Джульетта" Олега Виноградова, также начинавшего там свою жизнь хореографа.
По возвращению в Ленинград Долгушин работал в МАЛЕГОТе, (ныне театру возвращено его прежнее название Михайловский театр). Здесь же наряду с выступлениями в качестве танцовщика начались его первые хореографические опыты.

Талант Долгушина воистину всеобъемлющ. Помимо совершенного владения танца во всех его аспектах, он был также выдающимся актёром. И когда К. М. Сергеев создавал в Театре им. Кирова свой балет "Гамлет", то на главную роль он пригласил именно Долгушина, создавшего в пластике выдающийся образ шекспировского персонажа. Когда Долгушин будет руководить собственным театром, он вернётся к творчеству Шекспира и создаст балет "Король Лир", где сам блестяще исполнит главную роль.

В течение около двадцати лет Долгушин руководил кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где проявил свои замечательные качества педагога и профессора. Одновременно он стал главным балетмейстером театра консерватории, где в полную силу развернулся его многогранный талант хореографа. Долгушин был очень образованным человеком, прекрасным театральным художником, создавшим декорации и костюмы к своим спектаклям, и признанным знатоком танца во всех его аспектах. Как настоящий большой учёный он собирал и изучал материалы по истории хореографии всех времён и народов.

Особое место занимало в его творчестве тема Петербурга и императорского балета. В его театре постоянно был в репертуаре один из самых любимых его балетов "Жизель", и сам Долгушин был выдающимся исполнителем роли Альберта.
8 ноября этого года на сцене Михайловского театра был представлен балет "Жизель, или Вилисы", посвященного памяти Никиты Александровича Долгушина, премьера которого в его собственной редакции состоялась там же 3 ноября 2007, юбилейного года, ознаменованного празднованием 165-й годовщины постановки спектакля в России.

Сцена из балета "Жизель". Жизель - Татьяна Фесенко, Альберт - Никита Долгушин
1973 г. Фото из буклета Михайловского театра

Переполненный зрительный зал с нетерпением ждал ещё одной, но уже памятной встречи с шедевром Адама/Коралли, Перро, Петипа. В начале ожидания зала оправдались. Перед зрителями предстал романтический сельский пейзаж с загадочным замком на заднем плане (художник В. Окунев) в близкой к премьерной декорационной версии спектакля, созданной для парижской премьеры 1841 года, в основе которой были декорации Пьера Сисери и костюмы Поля Лормье.

Жизель в исполнении прима-балерины театра Сабины Яппаровой сразу же пленяет своей легкостью, простотой и вдохновением. Подруги Жизели окружают её, и они вместе заразительно веселятся. Пейзанский дуэтный танец, сложный и виртуозный, в исполнении Вероники Игнатьевой и Андрея Яхнюка создаёт праздничное настроение и сливается с общим весельем.
Во втором акте, акте вилис, нарастает драматический накал действия. Кордебалет, четкими линиями и роковой диагональю, создаёт цельный образ неотвратимости возмездия для каждого случайно оказавшегося среди них путника, затанцовывая его до смерти, в головокружительные хороводы.

В театре, как обычно, бывает вводы новых солистов. Премьер Виктор Лебедев, с прекрасными внешними и физическими данными, обладая хорошей выучкой и техническими возможностями, показался не очень убедительным Альфредом - роль, которую Долгушин исполнял, используя максимальную действенность и образность танца, строго отбирая выразительные средства из хореографического лексикона и используя разные палитры балетных красок - от условного жеста до пантомимного речитатива.

Не удивительно, что такое выступление вызвало огорчение и некоторое разочарование. Если артист и дальше будет идти по пути приспособления музыки к исполнительским штампам, то это неизбежно приведёт к подмене художественной выразительности лишь хореографической гимнастикой.

Долгушин успешно восстанавливал балеты Серебряного века, в частности "Павильон Армиды" М. Фокина, к которому создал уникальные костюмы. Особой любовью Долгушина пользовалась Анна Павлова, и в своём театре он воссоздал цикл её хореографических миниатюр, с которым она объехала весь мир.

Прекрасно знал Долгушин и современную хореографию. Будучи заведующим консерваторской кафедрой, он нередко приглашал на мастер-классы зарубежных хореографов. Увлечённый, подобно Баланчину, искусством Фреда Астера, он создал в его стиле элегантную, виртуозную хореографическую миниатюру, которую сам блистательно исполнял.

Долгушин был уникальным мэтром танца, что подтверждено высшими титулами мира. Таким он остаётся в нашей памяти и в истории балетного театра.
Последние годы своей жизни Долгушин был балетмейстером-репетитором Михайловского театра, с 2009 по 2011 гг. - председателем художественного совета Гран-при Михайловского театра, благотворительного проекта в поддержку хореографических школ России.

Почтила память своего выдающегося выпускника и его alma mater - Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. В своём концерте 11 ноября в Эрмитажном театре ученики академии блестяще представили цикл миниатюр Анны Павловой в редакции Н. Долгушина (замечательная работа педагогов Елены Шерстнёвой и Татьяны Черкашиной).

Свой высокий профессионализм, изящество и замечательное актёрское мастерство продемонстрировали студенты выпускного курса академии. Ирина Силантьева в "Русской" на музыку П. Чайковского создала образ сказочной русской красавицы. Руфина Афанасенкова "пролетела" в своём танце легкокрылой стрекозой. Анастасия Заклинская загадочно расцветала как диковинный экзотический цветок в "Калифорнийском маке". Алина Красовская стала томной, романтической "Ночью", Александра Романова блеснула в мечтательном, игривом "Рондино", а Евгения Арутюнян явилась прекрасным романтическим "Лебедем" (Сен-Санс/Фокин) с незабываемыми трепетными руками-крыльями.
Эти прекрасные балетные блики были самым дорогим подарком памяти Н. А. Долгушина.

Замечательной памятью Мастера может стать и второе отделение концерта, где в исполнении учащихся разных классов были представлены фрагменты из столь любимого им "Щелкунчика": "Большое адажио из финала и маленькое "снежное" адажио из 2-го акта, томный романс Д. Шостаковича, импрессионистский "Фавн" (Дебюсси/Голейзовский) и сказочное "Трио океана и жемчужин" из балета "Конёк-горбунок".

Хотелось бы подчеркнуть, что, помимо таланта и мастерства, все участники концерта продемонстрировали свою большую любовь к искусству танца, что всегда было в творчестве Никиты Александровича Долгушина.

Смоленское кладбище - Никита Долгушин
2012 г. Фото автора

 

 
 
 
SPYLOG Rambler
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.