|
|
В Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся концерт Алена
Планеса, пианиста весьма и весьма почитаемого во Франции и фактически
малоизвестного в России, что предельно точно, хотя и не совсем грамотно,
прозвучало в реплике безвестного молодого зрителя в очереди в гардероб:
"крутой, но не разрекламированный".
Поводом для выступления солидного пианиста послужило 150-летие со
дня рождения Клода Дебюсси, дата круглая и заслуживающая того, чтобы
её отметить, тем более что в программе музыкального вечера значились
вещи, не так уж часто исполняемые в одном концерте целыми циклами,
особенно это относится к циклам "Забытые образы 1894 года"
и к двенадцати прелюдиям из II тетради, не говоря уже о тесной и
несомненной теперь уже связи Дебюсси с русской музыкой.
Надо отметить и то, что сам Ален Планес - один из лучших исполнителей
музыки великого француза, считающегося столпом и даже основателем
музыкального импрессионизма, что отмечено буквально во всех энциклопедиях,
хотя справедливости ради скажем, что стиль Дебюсси, тщательно разрабатываемый
им в течение всей его жизни, не укладывается в рамки этого определения.
Однако какой великий композитор, а Дебюсси таковым неоспоримо является,
когда-либо укладывался в рамки музыковедческих и прочих определений?
Именно так, не укладываясь ни в какие определительные рамки толкований
и исполнений, но с предельной точностью придерживаясь авторских
указаний, и играет Дебюсси Ален Планес.
В его вовсе не пылкой и кажущейся небрежной игре, с преувеличенным
вниманием к обеим педалям, и в то же время в интеллектуально выверенном
и духовно просветлённом пианизме без наигрышей, с превосходной мелкой
техникой, сочетающейся временами с неожиданно мощным и глубоким
звучанием в некоторых пьесах циклов, перед нами предстаёт композитор
Клод Дебюсси, нашедший для нас новый мир звучаний иных сфер и созвучий
в других, дотоле неизвестных нам гармониях.
Полный зал благодарных зрителей и слушателей всё более проникался
музыкою Дебюсси, всё одобрительнее и всё громче аплодируя исполнению,
ибо концерт не только "слушают" или даже ему не только
"внимают", но концерт и "видят", и "смотрят".
И аплодисменты, в конце концов, переросли в благодарную и полную
любви овацию, которая, собственно, и есть наша награда Алену Планесу
- прекрасному исполнителю и изящному толкователю музыкального творчества
своего знаменитого соотечественника!
|
|