|
|
УБлагодатной волею судьбы знаменитый Чикагский симфонический оркестр,
возглавляемый легендарным Риккардо Мути, выступил в Большом зале
Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича с очень интересной
и разнообразной программой.
В своём приветственном слове, обращаясь к российской публике, посол
США в России Майкл Макрил отметил, что приезд этого оркестра является
кульминацией культурной программы посольства США "Американские
сезоны" и что она посвящена памяти Сергея Дягилева и предстоящему
85-летию со дня рождения Мстислава Ростроповича, внёсшего большой
вклад в сближении культур России, Европы, США и практически всего
мира.
Знаменитый филармонический зал был переполнен как это было во всей
его истории в моменты экстраординарных музыкальных событий. Задолго
до концерта любителей музыки буквально лихорадило. На концерт меломаны
устремились как на нечто сверхъестественное, жизненно важное. Несмотря
на недомогания, пришли и убелённые сединами слушатели, десятилетиями
посещающие филармонию и хранящие в своей эмоциональной памяти всех
знаменитостей XX века, встававших за дирижерский пульт в Большом
зале филармонии.
Выдающегося маэстро Риккардо Мути в Петербурге хорошо знали. Он
сюда уже приезжал. Знали также и Чикагский симфонический оркестр,
один из лучших в США, за пультом которого стояли многие выдающиеся
музыканты и который выступал в Петербурге под управлением Шолти.
Но Мути и Чикагский оркестр - это сочетание вызвало небывалый и
оправданный интерес.
И вот под гром аплодисментов музыканты и маэстро предстали перед
публикой. После бурного всплеска эмоций внезапно установилась волнующая,
тревожно-восторженная тишина. Даже при полном безмолвии ощущалось
внутреннее напряжение зала. Это было ожидание чуда, и оно свершилось.
Своё выступление оркестр начал с современной музыки, показав тем
самым, что жизнь, и музыкальная, между прочим, тоже продолжается.
И к этой жизни рождаются новые сочинения. "Космическая одиссея",
соч. 156 Дмитрия Смирнова вызвала большой интерес публики. Это короткая,
но очень ёмкая и выразительная увертюра с интересной, виртуозной
оркестровкой прозвучала на одном дыхании, вызвав ощущение пролетевшей
яркой кометы. Она позволяет развиваться фантазии слушателей в разных
"космических" направлениях, но представляется, что, прежде
всего эта музыка выражает восторг автора перед первооткрывателями
космоса, желание понять их состояние и преклонение перед ними. И
восторг этот автор вдохнул в своё яркое, многокрасочное сочинение.
"Смерть и просветление" Рихарда Штрауса, соч. 24 в исполнении
Мути покорила своей эмоциональной и философской проникновенностью.
Сдержанная величественность звучала в его поистине волшебных звуках.
В красивейших оттенках музыкальной палитры, задумчивых, взволнованных
и вновь упоительных, созерцательных, лился поток воспоминаний, проходящих
через всю жизнь художника, направленную на поиски совершенства,
которое душа находит только после смерти. В финале музыка просветлена
поистине неземной красотой с волшебными пьяно Риккардо Мути.
Симфония ре мажор, соч. 48, одно из самых популярных и исполняемых
произведений Сезара Франка. Её объемное, живописное и виртуозное
музыкальное полотно, включающее в себя всю бесконечную палитру,
постоянно меняющихся и прихотливо переплетающихся эмоций композитора,
было настолько вдохновенно исполнено Риккардо Мути, что слова здесь
просто бессильны. И божественные пьяно маэстро сменил долгий, восторженный
гром аплодисментов.
"На бис" Мути исполнил увертюру к опере Д. Верди "Сила
судьбы", сказав по-русски, что это его подношение петербургской
публике. И это понятно. Ведь опера "Сила судьбы" была
написана Верди по заказу Мариинского театра. Маэстро исполнил увертюру
очень живописно, страстно и взволнованно.
А в Москве было две программы. Нам петербуржцам тоже бы хотелось
услышать в своём зале Симфонию № 5 Дмитрия Шостаковича, столь дорогого
нам композитора.
И ещё в Москве прозвучала музыка Нино Рота из кинофильма Лукино
Висконти "Леопард", объявленного национальный достоянием
Италии. В состав этой киномузыки был включён и "Неизданный
вальс" Д. Верди, найденный в архивах композитора, подаренный
Л. Висконти и включённый в фильм "Леопард" в сцену бала.
Из Москвы доходили восторженные слухи об исполнении этой музыки.
Да и как это могло быть иначе! Конечно, Риккардо Мути любит и творчество
Верди, и творчество Висконти. И крупные планы Мути во время концерта
напоминали планы князя (Берт Ланкастер) в фильме Висконти.
Будем ждать в Петербурге исполнения этой музыки, ждать и надеяться.
|
|