|
|
Балетный мир отмечает юбилей народного артиста России,
профессора Бориса Яковлевича Брегвадзе - выдающегося танцовщика
и балетмейстера, известнейшего педагога.
Борис Брегвадзе, ведущий классический танцовщик Мариинского (Кировского)
театра, великолепно владел дуэтным танцем, обладал живым общением
с партнёршей, умением создавать сценический ансамбль. Его педагогическая
деятельность чрезвычайно плодотворна и постоянно радует своими воспитанниками.
Поздравляем Бориса Яковлевича, члена редколлегии журнала "Ballet
Art", c 85-летием, желаем дальнейших творческих успехов, крепкого
здоровья и долголетия.
Ниже публикуем статью московского критика, подготовленную специально
для нашего журнала.
Борис Яковлевич Брегвадзе на уроке классического танца
14 марта 1949 года в Театре им. С. М. Кирова состоялась премьера,
пожалуй, единственного за всю историю петербургского балета спектакля,
посвященного Петербургу, - "Медный всадник" по одноимённой
поэме А. С. Пушкина на музыку Р. Глиэра. Балетмейстер Ростислав
Захаров сделал подарок городу и театру. Постановка была приурочена
к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, но она совпала по времени
и с другим важнейшим событием, 250-летием города на Неве.
На премьере в партии главного героя Евгения выступил Константин
Сергеев. 25 марта состоялся второй спектакль. В партии Евгения выступил
молодой солист Борис Брегвадзе, танцующий лишь четвёртый сезон в
труппе. Сергеев прошел весь репетиционный цикл, на него партия и
создавалась. Брегвадзе выучил роль всего за три дня, чтоб заменить
внезапно заболевшего исполнителя второго состава. Однако успех был
настолько необычайным, что зрители были до глубины души потрясены
сценами "Медного всадника" с участием Бориса Брегвадзе.
"Когда говорят: "Второй состав спектакля", мне хочется
поправить: "Не второй, а другой состав!..", - писал рецензент,
- Градации "первый, второй, третий" напоминают о неравноценном
качестве сортов продукции. Применимо ли это к неисчерпаемому актёрскому
богатству ленинградского балета, еще раз доказанному спектаклем
"Медный всадник" 25 марта?"
"Выступление Брегвадзе в роли Евгения - сюрприз не только для
зрителя, но, кажется, и для самого Брегвадзе, так как имени его
нет ни в афише, ни в сводной программе ленинградских театров",
- сообщалось в рецензии. "Труднейшая роль, кроме квалификации
солиста, требующая высокого актёрского мастерства, казалась неодолимой
для молодого артиста, впервые и внезапно столкнувшегося с нею. В
первой сцене с Парашей Брегвадзе, действительно, слегка растерян,
неуверен, не совсем в контакте с партнёршей. Но уже в объяснении
с Парашей - искренность, непосредственность, молодое обаяние счастливой
любви Евгения подкупают зрителя. Хорош Евгений-Брегвадзе и в танце
- широком, свободном, эмоционально окрашенном и очень музыкальном.
В хорошем, напряженном тоне идёт сцена в доме Евгения. В картине
наводнения (реализм, который делает танец неуместным) Брегвадзе
добивается удивительного по силе впечатления. Взволнованность, тревога
за Парашу, отчаяние, превосходно выраженные темпом и порывистостью
танца, позволяют сравнивать его исполнение с законченным, блестящим
мастерством
Сергеева".
"Очень рельефно сделана сцена сумасшествия: Евгений входит
во двор, не узнавая его", - продолжал рецензент. Исполнение
Борисом Брегвадзе главной мужской партии свидетельствовало о нём
как о большом актёре. "В диалоге с Парашей у Брегвадзе-Евгения
всегда есть единство. Он всегда смотрит в глаза партнёрши, в них
всегда есть правда. Его моментальная реакция так искренна, что не
может не передаваться зрителям. Он находчив и почти никогда не повторяется.
Его внутренняя убеждённость оправдывает любое сценическое положение",
- писала Татьяна Вечеслова тогда же в 1949 году.
Примечательно, что Борис Брегвадзе стал одним из первых, кто поднял
вопрос о необходимости балетного журнала. "Очень жаль, - писал
он в канун Нового 1959 года, - что мы, деятели балетного искусства,
до сего времени не имеем своего специального журнала. В нём широко
освещалась бы жизнь балетных театров, печатались информации, проводились
дискуссии и поднимались важные вопросы хореографического мастерства".
Иной раз, говоря о тех или иных выдающихся мастерах, хочется лишь
из величайшего к ним пиетета пройти молчанием об их учениках. Но
только не тогда, когда речь идёт об учениках Бориса Брегвадзе. Его
ученики продолжают великие традиции по самым высоким критериям.
Как-то Майя Плисецкая, вспоминая на телевидении об Агриппине Вагановой,
отмечала, что было совершенно неважно, с какими ученицами работала
Ваганова: с данными или без данных, с красивой формой ног или нет.
Они выходили из класса Вагановой, прежде всего, грамотными профессионалами.
То же можно сказать и об учениках Бориса Брегвадзе. В связи с этим
вспоминается, как в 1983 году из Московского хореографического училища
(ныне Академии хореографии) отчислили одного учащегося шестого класса.
Когда его московского педагога спросили что представлял собой этот
ученик, тот ответил: "посредственный... на троечку". "Посредственный,
на троечку" ученик в тот же год попал в Ленинградское училище
в класс Брегвадзе. По окончании школы он танцевал ведущие классические
партии в разных балетных труппах и даже снялся в телебалете. Приведённый
пример свидетельствует, что Борис Брегвадзе обладает способностью
"делать" танцовщиков даже из "материала", данными
отнюдь не блещущего. Что уж тогда говорить об одарённых учениках.
Было время, когда училище выпускало в год по одному мужскому классу.
Все потенциальные "звёзды" поочередно оказывались у одного
педагога, делая ему имя. Такая практика ушла в прошлое. Но когда
классы параллельно ведут несколько педагогов - в этом есть элемент
лотереи: попадёт к тебе очередная потенциальная "звезда"
или нет. К сожалению, многие из тех, кого в 1980-1990-х называли
"Stars of the Kirov" в школе учились не у Брегвадзе.
В 2000-х годах ситуация изменилась. Почти все самые сильные танцовщики
в Мариинской труппе последних лет - ученики Брегвадзе. Впрочем,
так можно было написать еще некоторое время назад. Владимир Шишов
ныне работает за границей, а Михаил Лобухин перешел в Москву.
Хочется надеяться, что из класса Брегвадзе выйдут еще не менее яркие
индивидуальности.
|
|