"Спартака" Якобсон не выбирал. Поначалу в качестве постановщика
спектакля руководство театра имени Кирова намеревалось пригласить
Игоря Моисеева. Затем на какое-то время "на горизонте"
возникла кандидатура Вахтанга Чабукиани. И лишь в 1955 году, когда
руководителем Кировского балета в третий раз (и на короткий срок)
был назначен Фёдор Лопухов, постановщик спектакля окончательно определился.
Им стал Леонид Якобсон.
Художником спектакля пригласили ставшую к тому времени классиком
сценографии драмбалета Валентину Ходасевич. Оформление было выполнено
господствовавшим в XIX веке живописным планово-кулисным методом.
Хотя первоначально у Ходасевич был иной, интересный для того времени
замысел.
Предложение создать хореографические хроники времён Римской Империи
оказалось для Якобсона неожиданным. Годы вынужденного простоя не
были для него годами вынашивания замысла. Правда, в конечном результате
не чувствовалось спешки. Быть может, подспудно в "Спартаке"
воплощались хореографические идеи, сформированные в фантазии Якобсона
многие годы назад, в условиях, когда их реализация была бы немыслима.
Постановка, основанная целиком на свободной пластике, поначалу
плохо укладывалась в головах коллег по профессии. В труппе разгорелись
нешуточные страсти. На производственном совещании композитор Хачатурян
выражал досаду "что в балете мало классики, поддержек, туров".
"Спартак" Якобсона явился подлинным откровением. Мировая
(как теперь бы сказали) премьера спектакля состоялась в декабре
1956 года. Пластические группы ошеломляли своей красотой. Но красота
эта имела мало общего с представлениями о красоте на балетной сцене
XIX века. Якобсон полностью переосмыслил две главные формы балетного
спектакля XIX века - классический танец и пантомиму.
Со второй половины 1990-х годов "у руля" Мариинского
балета стояли люди, всецело озабоченные лишь освоением "белых
пятен" мировой хореографии ХХ века. По этой причине еще несколько
лет назад невозможно было даже предположить, чтобы в Мариинском
возобновили "Спартака" Якобсона. Полтора десятилетия прошло
под знаком отрицания целого пласта художественного наследия. Даже
то обстоятельство, что гениальный хореограф в своё время пострадал
от Советской власти, во внимание не принималось.
Но вот в театре сменилось руководство балета, и возвращение на
его сцену выдающихся шедевров Якобсона стало реальностью. К сожалению,
нам не удалось присутствовать на генеральной репетиции и первом
спектакле по возобновлении (в конце прошлого сезона). Но сейчас
представилась возможность посмотреть сразу два состава исполнителей.
16 января в утреннем спектакле в главных партиях выступили Ю. Смекалов
(Спартак), С. Гумерова (Фригия), Д. Павленко (Эгина), В. Пономарёв
(Красс), И. Кузнецов (Гармодий), в вечернем - Д. Корсунцев (Спартак),
Е. Кандаурова (Фригия), Ю. Степанова (Эгина), Н. Наумов (Красс),
А. Сергеев (Гармодий).
Думается, возобновители спектакля поступили правильно, поручив партию
Красса Владимиру Пономарёву. (Прежде он исполнял в этом балете другую
партию.) Пономарёв - представитель уже практически сошедшего со
сцены поколения. Актёр трактует роль в высоком, несколько архаичном
(в хорошем смысле) "ключе", уходящем корнями еще в эпоху
Новерра.
Неожиданное (в позитивном плане) впечатление произвело выступление
Екатерины Кандауровой в партии Фригии. Танцовщица исполняет роль
очень сильно в эмоциональном отношении. Налицо высокий уровень танцевальной
культуры... Лишнее доказательство того, что спектакль должен сохраняться
в репертуаре театра. Иначе для нового поколения балетных актёров
просто не окажется поля деятельности для выполнения тех художественных
задач, которые ставит перед исполнителями хореография Якобсона.
|