|
|
Балет Бориса Эйфмана "Чайковский" в исполнении труппы
Корейского национального балета
В середине ноября на сцене Александринского театра в Петербурге
труппа Академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана
вновь представляла публике свои знаменитые балеты… А через несколько
дней, как бы в продолжение этих событий, Корейский национальный
балет представил спектакль Эйфмана "Чайковский" в рамках
двадцатилетия установления дипломатических отношений между Россией
и Кореей, по случаю чего на пресс-конференции с благодарственным
словом выступил Генеральный консул Республики Корея в Санкт-Петербурге
господин Ли Сок-Пэ. Несомненно то, что корейские гости попали в
самую цель, представив именно это произведение. И мы знаем, как
любят в странах Азии музыку Чайковского. Его сочинения там играют
повсюду.
С Борисом Эйфманом труппа корейского балета работала и раньше, но
балет Мастера "Чайковский" стал для них настоящим откровением.
И они вложили в него всю свою душу и всё своё мастерство.
Корейский национальный балет - ведущая балетная труппа Республики
Корея. В России она гастролировала и раньше, но в Петербурге этот
коллектив выступает впервые. В репертуаре труппы спектакли ведущих
хореографов мира, в том числе Юрия Григоровича и Бориса Эйфмана.
Художественный руководитель Корейского национального балета госпожа
Тэй Джи Чой, бывшая прима-балерина труппы, выступавшая на многих
сценах мира, ранее неоднократно бывала в России в качестве члена
жюри международных балетных конкурсов. Труппа под её руководством,
безусловно, высокопрофессиональная и талантливая, успешно гастролирует
во всём мире.
Структура спектакля Бориса Эйфмана очень сложна и в своей многоплановой
драматургии глубоко раскрывает музыку Чайковского. В центре хореографического
действа находится своеобразная исповедь композитора, его диалог
с самим с собой длиною во всю жизнь. Точнее - диалогизированный
монолог. А в самой жизни композитора моменты гармонии внезапно сменяются
резкими и страстными порывами неопределённой борьбы с Судьбой, что
мастерски показано в исполнении танцовщика Ким Хён Уна.
В жизни музыкального гения появляются и исчезают различные персонажи,
даруя ему моменты божественного вдохновения и нанося кровоточащие,
порой незаживающие раны.
Хореографическая драма Эйфмана - это интроспекция во внутрь художественного
творчества великого музыканта. Здесь постоянно возникают, рождающиеся
в его сознании образы-персонажи - белые лебеди, ставшие символом
мирового балета, Пиковая дама, одна из великих тайн Петербурга,
безумная карточная игра и надменная игра Рока. В муках наваждения
возникает Фея Карабос, стремящаяся разогнать всё светлое и победить
невидимую Фею Сирени. Сирень - магия петербургских белых ночей,
сирень - бесконечно любимая Чайковским, "разлитая" в его
творчестве и украшающая ныне его могилу.
В качестве лейтмотивов жизни тоже возникают персонажи Судьбы: жена
Антонина Милюкова и Надежда Филаретовна фон Мекк - добрый друг,
всегда остающийся за кадром. Все эти образы переплетаются с массовыми
сценами кордебалета, изысканными, виртуозно оркестрованными, несущими
в себе мотивы творческого окружения Чайковского.
Все необыкновенно сложные составные спектакля были поняты и творчески
пропущенные через себя артистами корейского балета. В результате
мы являемся свидетелями того, как Чайковский в хореографических
образах становится достоянием мира. Спектакль в Сеуле нельзя назвать
точной копией петербургского спектакля. Этот балет наполнен оттенками
и эмоциями другого народа, понявшего и полюбившего Чайковского,
и стал его достоянием, доказав тем самым, что гениальная музыка
Чайковского и выдающаяся хореография Эйфмана принадлежит всему миру.
Здесь можно вспомнить о постановке этого шедевра также Берлинским
государственным балетом.
Вызывает восхищение мастерство корейских артистов: полный эмоций
и творческих порывов, виртуозный танцовщик Ким Хён Ун в роли Чайковского.
Ловящий на ходу состояние композитора, вторящий ему и спорящий с
ним Двойник (И Дон Хун), благородная и изысканная фон Мекк (Юн Хе
Дин), унесённая ветром Антонина Милюкова (Ким Чжи Ён).
Замечательна также и работа кордебалета. Чёткий и эмоционально наполненный,
он сам по себе является самостоятельным действующим лицом, и одновременно
живописной средой обитания персонажей спектакля.
|
|