|
|
О выпускных спектаклях АРБ им. А. Я. Вагановой
Когда белые ночи находились в зените своего цветения, среди звёзд
XVIII музыкального фестиваля взошла самая дивная, утренняя звезда,
точнее, целое созвездие, которому в дальнейшем предстоит блистать
на знаменитой сцене Мариинского театра и во всём остальном балетном
мире.
По сложившейся традиции выпускные спектакли Академии русского балета
имени А. Я. Вагановой проходили именно на сцене Мариинского театра.
Выпускники школы с улицы Зодчего Росси выходили в большую самостоятельную
творческую жизнь. Выпуск был многообещающим. Своих воспитанников
с волнением представляли прекрасные педагоги: Ирина Ситникова, Татьяна
Удаленкова, Константин Заклинский, Мансур Еникеев и недавно приступивший
к педагогической деятельности Никита Щеглов. Приятный и обнадёживающий
факт, что прекрасный танцовщик, творческая жизнь которого ещё в
полном расцвете, уже стремится передать своё искусство молодому
поколению, которому предстоит развивать и совершенствовать его дальше.
В эти дни на сцене Мариинского театра выпускников провожали в самостоятельную
жизнь учащиеся всех классов, как говорится, вся молодая балетная
рать.
В этом же году исполнилось 100 лет со дня рождения Константина Михайловича
Сергеева, выдающегося танцовщика, балетмейстера и педагога. первого,
и, на сегодняшний день, единственного президента АРБ им. А. Я. Вагановой.
Приверженец классического танца, как драгоценной святыни, он в своё
время создал в его честь своеобразный одноактный балет "Класс-концерт"
- "Школа классического танца от Ланде до Вагановой". Форма
"класс-концерта" давно привлекала хореографов разных стран
и школ, создавших свои оригинальные произведения, но "Школа
классического танца" К. М. Сергеева посвящена развитию классического
танца именно в России. Это хореографическое повествование о том,
как от первых уроков Ланде классический танец прошёл свою эволюцию
через многие эпохи и школы различных хореографов и исполнителей,
по-настоящему заблистал в гениальной системе
А. Я. Вагановой, научно подготовившей всё, что было сделано до неё.
Школа бережно восстановила и отлично отрепетировала сочинение К.
М. Сергеева и в его сложной, чёткой структуре представила учащихся
всех возрастов, которые своим искусством продемонстрировали всю
историю развития отечественной классики от первоначальных шагов
и рождения первого рисунка экзерсиса до виртуозной сложности возможностей
уже готового для самостоятельной творческой жизни артиста.
В разделе "Дивертисмент" представлены все виды хореографии
от сложных образцов классики до разных форм модерна и характерного
танца. Алина Бакалова, Алиса Содолева, Хейли Шварц и Кристина Шапран
(работа педагога Ирины Ситниковой, тонко чувствующей кружевную технику
и невесомую стилистику хореографии), в живописных фресках из "Конька-Горбунка"
Ц. Пуни продемонстрировали отличную технику, музыкальность, пластичность,
чувство стиля и формы старинного танца, свежо дышащего в ауре сегодняшнего
дня. Одарённая выпускница Алиса Содолева, блеснувшая также вместе
с Виктором Лебедевым в Pas de deux из "Спящей красавицы"
П. Чайковского, обещает стать истинным украшением сцены.
Нежную полётность мечты продемонстрировали Оксана Марчук и Константин
Ивкин в Pas de deux из балета "Сильфида". Затаённая, трагическая
любовь светилась своей обречённостью в исполнении Валерии Запасниковой
и Сергея Стрелкова в Pas de deux из балета "Эсмеральда".
Искрометностью, изяществом и чувством юмора было наполнено Pas de
deux из балета "Арлекинада" в исполнении Вероники Игнатьевой
и Александра Фёдорова. "Вечное" Pas de deux из "Корсара",
о котором мечтает каждый артист, обрело оригинальные свежие краски
в исполнении Кинен Кампы (США), Михаила Дегтярёва и Алексея Попова.
Благородная, сдержанная эмоциональность, элегантная экспрессивность,
способность обыграть костюм, как составную часть пластического рисунка,
поистине радовали в исполнении Алисой Содолевой и Сергеем Стрелковым
"Мелодии" А. Дворжака в хореографии А. Мессерера (работа
педагога Алтынай Асылмуратовой).
Полный восторг вызвало Grand pas Л. Обера/В. Гзовского в исполнении
Ольги Смирновой и Виктора Лебедева. И приятно осознавать, что ещё
в совсем юной студентке Ольге Смирновой видна будущая яркая балетная
звезда.
Особо хотелось бы отметить дуэт из балета "Собор Парижской
Богоматери"
М. Жара/Р. Пети в исполнении актёрски одарённых выпускников Виктории
Брылёвой и Владислава Макарова (работа педагога Алтынай Асылмуратовой).
Хореография этого балета стала уже современной классикой и в исполнении
юных артистов ещё раз предстала как ценное произведение, входящее
в золотой фонд современного балета.
Хочется поблагодарить Школу за благоразумное обращение к этой хореографии
и сожалеть о том, что этот спектакль больше не идёт в Мариинском
театре. Интересен ещё и тот факт, что АРБ им. А. Я. Вагановой представила
фрагменты из двух спектаклей разных времён, поставленных по мотивам
романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". И каждое
время находило для него свои акценты и свою стилистику. Балеты "Эсмеральда"
Перро и сочинение Р. Пети ещё раз доказывают, что обращение хореографов
к большой литературе давало интересные и ценные плоды.
Отлично продемонстрировали учащиеся владение танцем "модерн",
показав хореографические миниатюры, поставленные педагогами-хореографами
академии
М. Поповой и Д. Пимановым. Выпускница Екатерина Девичинская прекрасно
исполнила "Русскую" П. Чайковского/К. Голейзовского (работа
педагога Елены Шерстнёвой).
Безусловно, гвоздём выпускной программы стала также сюита из балета
"Гаянэ"
А. Хачатуряна/Н. Анисимовой, отлично исполненная большим составом
учащихся и восторженно принятая публикой.
Школа с большим интересом, настойчиво и успешно обращается к отечественным
шедеврам современной классики, доказывая, что они абсолютно жизнеспособны
и прекрасно вписываются в современный мир.
И радует то, что в рамках золотой петербургской осени выпускники
академии начали свой творческий путь на сцене Мариинского театра.
|
|