- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ТЕАТРУ ЛЕОНИДА ЯКОБСОНА 40 ЛЕТ  
 
 

(авторы Светлана Сливинская и Михаил Иванов)

О юбилее Санкт-Петербургского государственного театра балета
имени Леонида Якобсона под руководством Юрия Петухова

Театр Леонида Якобсона отметил своё сорокалетие. Сегодня он творчески благополучно здравствует, постоянно пополняет, редактирует и совершенствует уже имеющийся репертуар. И всё это благодаря его нынешнему руководителю народному артисту России, лауреату Государственной премии, профессору Юрию Петухову - одному из самых талантливых и всесторонне одарённому хореографу и танцовщику. Сам Петухов, великий почитатель Якобсона, сделал своими стараниями всё возможное и невозможное, чтобы состоялся такой юбилей театра, его своеобразный творческий отчёт перед любителями балета и широкой публикой. И, возможно, из-за известной скромности организатора этого праздника, творчество самого Петухова как балетмейстера, так много сделавшего для развития идей выдающегося хореографа, оказалось, на наш взгляд, несколько затенённым.
В Петербургском Доме актера (СТД) собралось много гостей, служителей балета и его поклонников. И многочисленные воспоминания разных лет перенесли всех присутствующих к тем временам, когда театр был создан, и последовавшему затем сорокалетию его постоянного формирования и активной творческой жизни.
Выдающийся хореограф Леонид Вениаминович Якобсон, до этого создавший на сцене Мариинского (Кировского) театра свои шедевры "Спартак", "Шурале", "Страна чудес", "Сольвейг", "Клоп", "Двенадцать" и бесчисленное количество хореографических миниатюр, в 1970 году создал самостоятельную балетную труппу, которую так и назвал "Хореографические миниатюры" и начал в ней большую и плодотворную работу. Миниатюры-шедевры рождались его буйной фантазией, как говорится, "не по дням, а по часам", а в составе труппы работали такие мастера как Алла Осипенко, Джон Марковский, Аскольд Макаров и Татьяна Квасова, ставшая в настоящее время уникальным репетитором.
После ухода Леонида Вениаминовича из жизни в 1975 году труппу возглавил его любимый артист, прекрасный исполнитель главных ролей в его балетах - Аскольд Анатольевич Макаров, который расширил рамки деятельности труппы, включил в её репертуар полнометражные классические балеты, стал приглашать российских и зарубежных хореографов для новых постановок. Тогда труппа получила название Ленинградский государственный академический театр балета под руководством Аскольда Макарова, и в рамках этого статуса с большим успехом гастролировала по всему миру.
Аскольд Макаров руководил театром до 2000 года, а после его смерти труппу возглавил один из ведущих хореографов города Юрий Петухов, до этого зарекомендовавший себя талантливым постановщиком на других сценах. В театре под руководством Петухова, получившего современное название, ведётся большая творческая работа. Петухов-хореограф сделал свои авторские редакции знаменитых классических балетов "Лебединое озеро" П. Чайковского, "Жизель" А. Адана, восстановил в своей редакции балет Леонида Якобсона "Спартак" (муз. А. Хачатуряна). Он создал большой, разнообразный, интересный авторский репертуар: собственное хореографическое прочтение балетов "Щелкунчик" П. Чайковского, "Ромео и Джульетта" С. Прокофьева, "Шехерезады" Н. Римского-Корсакова и многих других. Большой интерес вызвал его балет "Есенин", где автор соединил хореографическое действо с поэтическим текстом поэта, создав сложный, современный, увлекательный полифонический спектакль.
Балет "Цвет граната", посвящённый памяти великого мастера хореографии Георгия Алексидзе, включен также в репертуар театра. Рождение этого произведения во времени - сложное и многоступенчатое. Аура вокруг этой темы была как бы выткана в своё время выдающимся кинематографическим шедевром Сергея Параджанова, -произведением живописным, философски сложным и многострадальным. Его мотивы прошли и сквозь творчество Алексидзе.
У Юрия Петухова спектакль обрёл блестящую хореографическую форму, очень востребованную сегодня. Это виртуозно воплощённая в пластике сквозная память о всех, память трагедии и сложного творческого пути художника.
Незадолго до юбилея театра состоялась премьера нового балета Юрия Петухова "Женские портреты" на музыку Антонио Вивальди, вызвавшая восторг зрителей и их бурные аплодисменты. Пространственная композиция этого произведения - двухстворчатая. На сцене присутствует скрипичный ансамбль "Санкт-Петербург", льётся невесомая музыка А. Вивальди "Времена года", из которой на авансцене возникают и проживают определённые моменты жизни женские персонажи в эмоционально-пластических образах времён года. Эти импрессионистские портреты можно воспринимать неоднозначно, каждый может трактовать их по-своему, находить в них близкое ему. Как бы то ни было, они вечно молоды и прекрасны, как по-своему прекрасно любое время года.
Юная зелёная весна купается в лучах апрельского солнца. Её едва зарождающиеся эмоции напоминают распускающийся бутон, их "хореографические брызги" легки и изящны. Лето - красное, знойное, эмоции обнажены, они - в ярком цвете, страстные, противоречивые, порывистые… Оранжевая осень в тонах "бабьего лета", среди колдовского окраса природы, старается удержать убегающую любовь. Зима тоже прекрасна. Её чёрный цвет - цвет абсолюта и разума. Эмоции не спят даже в это время года. Они находятся в состоянии хореографической медитации, что порождает в пластике движений долгие задумчивые линии.
Может быть кому-то покажется, что это один и тот же персонаж, проживающий все времена года и видоизменяющий цветовую и хореографическую окраску согласно вечному круговороту жизни. Это произведение очень высокого художественного уровня. При внешне бессюжетной форме он имеет сложную эмоциональную драматургию внутреннего состояния. Эмоции как будто выплёскиваются в изящных хореографических формах и линии танца взаимодействуют с льющимися линиями костюмов (сценография и костюмы Юрия Петухова). Таким образом, мастер хореографии сам стал оформителем спектакля, что способствовало созданию его гармоничного зрительного образа.
Этот балет стал замечательным подарком к юбилею театра, во время празднования которого зрителям был представлен фильм о творчестве Леонида Якобсона, концерт с участием солистов труппы театра и состоялась презентация книги "Театр Леонида Якобсона" со статьями, воспоминаниями и фотоматериалами, подготовленная известным петербургским балетным критиком Наталией Зозулиной.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров