- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  НА ВЫСОКОЙ ДУХОВНОЙ НОТЕ  
 
 

Об итогах IV Международного хорового фестиваля в Петербурге

(авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

Итак, театрально-концертный сезон в Петербурге завершился. Отцвели белые ночи, спала августовская жара, и музыкальная жизнь города плавно перетекла в золотую осень.
Минувший сезон остался в памяти и эмоциях слушателей ярким фейерверком фестивалей, премьер, выступлением выдающихся музыкантов, певцов, танцовщиков, хоровых коллективов.
Из его многоцветной мозаики мы упомянем только самые значительные события, коих было немало. И к таким, прежде всего, хочется отнести IV Международный хоровой фестиваль, поскольку, как известно, хоровое пение является ценнейшим и интимнейшим воздействием на души людей. В этом знаковом музыкальном событии, посвященном Дню России, приняли участие многие российские и зарубежные коллективы. Следует сразу же подчеркнуть, что все его участники "от мала до велика" были свыше всяких похвал. И в этом, безусловно, огромная заслуга организаторов этого культурного события - генерального продюсера фестиваля Наталии Орловой и руководимого ею большого творческого коллектива. Действительно, афиша фестиваля поражала своей амплитудой: от знаменитых больших хоров до детских юношеских коллективов, некоторые из которых родились совсем недавно.
Среди участников фестиваля были коллективы, которые могут считаться национальным достоянием России. Это Хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, блестяще исполнивший в Большом зале Филармонии им. Д. Д. Шостаковича и ставшую уже легендарной хоровую симфонию Валерия Гаврилина "Перезвоны", а также вместе с Камерным хором Смольного Собора "Всенощное бдение С. В. Рахманинова, прозвучавшее под сводами Исаакиевского Собора, что стало поистине уникальным явлением - торжественным и священным; Государственный академический Русский хор имени А. В. Свешникова под управлением Бориса Тавлина, исполнивший в Большом зале Филармонии уникальную программу "Четыре века старинной духовной музыки", что можно считать символом возрождения этого важного жанра, старинный хор Певческой капеллы Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко, выступивший в музыкально-поэтической композиции "Страсти Христовы" в Большом зале Филармонии.
Своеобразным началом-предтечей этого весенне-летнего действа белых ночей стал "Великопостный фестиваль", обратившийся к старинным традициям духовной музыки, концерты которого состоялись в период Великого поста. Они прозвучали на высокой духовной ноте и были проникнуты истинной верой и глубокой молитвенной тональностью. И здесь особенно ощущается, что хоровое пение духовной музыки подчас подобно молитве. Это подчёркивалось также выступлением известных церковных хоров.
И фестиваль поистине расцвёл в волшебный период белых ночей. Одно только перечисление хоровых коллективов может вызвать в сознании уникальную палитру голосовых перезвонов, которые раздавались по всему Петербургу, звучали во дворцах, концертных залах и на пленэре.
Впервые в России выступил Большой хор донских казаков (Bolschoi Don Kosaken) из Вены. Он был создан Сергеем Жаровым в 1921 году из эмигрантов послереволюционной волны и постоянно базируется в австрийской столице. Нынешний состав хора, состоящий исключительно из оперных певцов под руководством Петра Худякова, известный во всём мире, наконец-то получил возможность выступить в России, на родине своих предков, посвятив это выступление своему создателю Сергею Жарову. Артисты с профессиональным блеском и эмоциональным восторгом исполнили произведения русской церковной музыки и народные песни.
На весеннем открытии фестиваля прозвучал самый благородный мотив: в Большом зале Филармонии состоялся благотворительный гала-концерт, посвящённый международному дню защиты детей, в котором выступили сами дети, включая Детский хор Sotto Voce (Франция), Детский хор "Весна" (Москва) под руководством Александра Пономарёва, отметивший в этом году своё сорокапятилетние, а также лауреат международных конкурсов Концертный хор студии "Рондо" (Санкт-Петербург). Особо хотелось бы отметить участие Фестивального хора воспитанников детских домов Санкт-Петербурга, проявивших большую любовь к искусству пения. Участие этих детей в таком престижном фестивале, безусловно, окажет самое благотворное влияние на их души. Замечательным оформлением концерта стала ведущая Марина Ланда, руководитель Музыкального театра детей "Радуга", и её очаровательные Смешарики.
Очень трогательным и добрым был подарок ветеранам - благотворительный киноконцерт "Песни вашей молодости" на сцене Александринского театра, где участники Великой Отечественной войны встретились с сегодняшней юностью, подхватившей и их жизнь и их любимые песни. Действительно, всеми цветами радуги было расцвечено радостное искреннее искусство театра "Радуга" и Ансамбля песни и танца городского Дворца творчества юных, созданного в своё время И. О. Дунаевским и ныне носящим его имя. Сейчас ансамблем руководит талантливый музыкант Кирилл Кузьмин, и коллектив находится на очень высоком уровне.
Нынешний 2010-й год объявлен "годом Франции" в России и "годом России" во Франции, поэтому французской культуре была по праву представлена "зелёная улица", и аура Петербурга была наполнена французскими голосами и мелодиями - барочными, готическими и просто задушевно-лирическими, популярными во все времена. Артисты из Франции преподнесли Петербургу воистину прекрасные подарки своего творчества.
Как тут не вспомнить слова выдающегося французского писателя Андре Мальро, который говорил: "XXI век будет веком Веры, либо его не будет вообще". И обращение к духовной музыке сегодня представляется символичным. Интересно то, что нынешний Генеральный консул в Санкт-Петербурге Мишель Обри, любитель музыки и хорового пения, будучи католиком, поёт в хоре православной часовни Новомученников и Исповедников российских в Санкт-Петербурге.
А в Эрмитажном театре выступил ансамбль знаменитого Реймского Собора "Николя де Грени" (ансамбль носит имя выдающегося органиста XVII века), который под управлением прекрасного музыканта Жан-Мари Пуссена виртуозно и рафинированно исполнил произведения старинной и современной музыки разных стран. И здесь хотелось бы вспомнить, что именно в Реймском Соборе после второй мировой войны молились вместе за мир и единение людей президент Франции Шарль де Голль и канцлер ФРГ (Германии) Конрад Аденауэр.
Французские коллективы выступали как в концертах solo, так и в смешанных концертах вместе с исполнителями других стран. Своеобразным подарком к 300-летию Царского Села стало исполнение пасторали "Актеон" М. А. Шарпантье (1684 г.) в Екатерининском дворце. Это событие воистину явило на один день Версаль в Царском Селе. В этом знаменитом произведении, исполненном под управлением изысканного музыканта и знатока барочной музыки Жерома Корреаса (создателя знаменитого ансамбля старинной музыки Les Paladines), французские солисты, замечательные певцы Изабель Пуленар, Франсуаз Массе, Жан-Франсуа Ломбар выступили вместе с Молодежным Камерным хором Филармонического общества Санкт-Петербурга и ансамблем Musica Petropolitana.
И как бы в ответ на это музыкальное приветствие в Малом зале Филармонии под руководством Юлии Хуторецкой прозвучал концерт "Галантные Франции" с участием французских и российских артистов.
И снова дети… Яркое, жизнерадостное соцветие представил собой Детский хор Sotto Voce под управлением Скотта Алана Проути, на этот раз выступивший в Эрмитажном театре с программой "Свинг, свинг, свинг". Эта программа была интересна для зрителей всех возрастов, с вдохновением восхищавшихся спектаклем-концертом, представлявшим собой ретро-шоу в стиле кабаре из эпохи довоенного времени. В исполнении детей это радужное кабаре "Цветы Парижа", в котором юные артисты проявили глубокую музыкальность, пластичность и тонкое чувство юмора, обладавшее особым поэтическим шармом.
Благородством, изящной музыкальностью и интеллигентностью исполнения порадовал Хор Лондонского Королевского колледжа под управлением Дэвида Тренделла, выступивший в Эрмитажном театре. И очень приятно осознавать, что вместе со своим большим и разнообразным репертуаром он стал также исполнителем кантаты Родиона Щедрина "Запечатлённый ангел" в июне 2009 года. А в Петербурге премьерное исполнение "Запечатлённого ангела", которое композитор определил как "Литургию", состоялось в Большом зале Филармонии под управлением блистательной Юлии Хуторецкой. И здесь слились воедино все голоса и хоры: Молодежный Камерный хор Филармонического общества Санкт-Петербурга, Хор Лондонского Королевского колледжа, Ансамбль Реймского Собора "Николя де Грени" и французская флейтистка Анн-Лор Риш. Литургия "Запечатлённый ангел" была вдохновлена творчеством замечательного русского писателя Николая Лескова, глубоко знавшего "преданья старины глубокой", Душу русского народа и его Веру. В своём произведении Щедрин использовал канонические церковно-славянские тексты. Многоплановое творчество Щедрина включает в себя аспект духовной музыки и, по признанию композитора, он давно хотел создать "Литургию". Известно, что Щедрин происходит из глубоко религиозной семьи, его дед был православным священником и сам композитор является также глубоким знатоком религиозной и хоровой музыки.
Душой гала-концерта "В гусли бияше, Русь прославлявши"12 июня, в День России, стали гусли, на которых издревле играли русские сказители, на протяжении многих веков славившие Русь православную.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров