- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  "РУСАЛКА" - ЛИРИЧЕСКАЯ СКАЗКА ЧЕШСКОГО КОМПОЗИТОРА  
 
 

(автор Михаил Иванов)

О премьере оперы Антонина Дворжака в Михайловском театре

Михайловский театр представил на своей сцене премьеру "Русалки" Антонина Дворжака, предпоследней оперы чешского композитора, по праву завоевавшей наибольшее признание.
Сюжет, общий для сказок и легенд многих народов, привлёк в своё время замечательного датского поэта и сказочника Андерсена, создавшего на его основе чудесную сказку "Русалочка". Это глубоко волнующий рассказ о всепобеждающей любви, не отступающей перед страданиями и смертью. Дворжак увлекся поэтическим сюжетом, развитым в либретто Ярославом Квапилой, и принялся за создание партитуры, которая была завершена в ноябре 1900 года и в марте следующего года увидела свет рампы пражского театра.
Перед известным театральным режиссером-постановщиком Игорем Коняевым, учеником Льва Додина, никогда до этого не обращавшегося к опере, стояла непростая задача. Необходимо было создать оригинальный, современный и, в то же время, музыкальный спектакль - "лирическую сказку", по определению самого композитора, в котором музыка неповторимо поэтична, богата психологическими оттенками, где сама обстановка действия - образы озера, леса, их фантастических обитателей - не только служит фоном для личной драмы, но сливается с ней в единое целое, которое дополняется жанрово-бытовыми эпизодами. В постановке Михайловского театра не удалось избежать купюр: отсутствие персонажей и самих партий Лесника и Поварёнка значительно обедняет музыкальную палитру творения А. Дворжака.
Для создания своей версии оперы И. Коняев привлек широко используемые на театральных подмостках мультимедийные средства: огромные экраны, на которых чередуются профессионально сделанные кадры леса, озера, ныряющих русалок. Всё действие происходит на подвижной сценической платформе с огромным отверстием, представляющим то таинственное озеро с русалками, то подиум, на котором происходит само действие, то она превращается в огромную круглую рамку, выполняющую как бы роль крупного плана в кинематографе. И хотя сценография художников-постановщиков Петра Окунева, Ольги Шаишмелашвили лаконична и весьма условна, она достаточно мотивирована и, безусловно, эффектна.
В спектакле много балетных сцен (хореограф Мария Кораблева), что его можно назвать оперой-балетом. Обилие движущихся танцовщиков и даже артистов миманса несколько затушевывает основную канву оперы, превращая её в мюзикл или в "подтанцовку" для солистов-вокалистов. Танцы в постановке хореографа стилистически выдержанны, но, во втором действии, когда начинается ритуал подготовки к свадьбе Русалки и Принца, эротические движения танцовщиков явно не согласуются с лирико-песенной кантиленностью этого музыкального сочинения композитора.


Фото с сайта Михайловского театра

Музыка "Русалки" - характер напевов, декламация, обрисовка реальных и фантастических персонажей, картин природы - самобытно национальная и вместе с тем типично дворжаковская, вдохновенно интерпретирована музыкальным руководителем и главным дирижёром театра словаком Петером Ференцем. Она покоряет своей чистотой, прозрачностью, а с другой стороны - лиризмом и глубоким драматизмом. Вокальные партии солистов отличаются вдумчивым, колоритным, безупречным исполнением. Хор русалок светел, прозрачен. В финале оперы лейтмотив Русалки преображается в траурный марш, а лейтмотив Принца звучит подобно хоралу.
Удачной режиссерской находкой спектакля можно считать появление двух детишек-херувимов, которые завершают действие оперы, последние аккорды которой возвышенно просветленны и в буквальном смысле очищены спадающими прозрачными струями живой воды откуда-то сверху с колосников сцены.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров