|
|
№ 1 (32) 2010 - ФЕСТИВАЛИ
На юбилейном X Международном зимнем фестивале "Площадь искусств"
в Петербурге среди участников появились имена Дмитрия Лисса, художественного
руководителя и главного дирижера Уральского академического филармонического
оркестра, и пианиста Бориса Березовского. Их первая встреча на зимнем
фестивале - любимом детище маэстро Юрия Темирканова, вызвала вполне
понятный огромный интерес. Оба широко известных музыканта, гастрольные
маршруты которых не особенно балуют любителей классической музыки
обеих российских столиц, по собственному признанию, давно хотели
участвовать в престижном празднике искусств.
Дмитрий Лисс, выпускник Московской консерватории (класс профессора
Д. Г. Китаенко) - выступает со многими симфоническими оркестрами,
а с 1995 года бессменно возглавляет Уральский академический филармонический
оркестр. Борис Березовский, с начала 90-х проживающий за рубежом,
сотрудничает с ведущими коллективами мира, включая Королевский оркестр
Концертгебау, Нью-Йоркский, Лондонский и другие именитые филармонические
коллективы, как-то признался, что, впервые услышав уральский оркестр,
был совершенно поражен. Ему впервые понравилась Третья симфония
Рахманинова, а также стиль дирижирования Лисса и звучание оркестра.
У него было невероятно сильное впечатление от этого концерта, и
с тех пор он старается как можно чаще работать с этим коллективом.
Сам пианист обладая поразительной виртуозностью и большой оригинальностью
трактовки произведений, покоряет богатейшей палитрой звуков, не
оставляя равнодушным ни одного слушателя.
На фестивале "Площадь искусств" Борис Березовский и Дмитрий
Лисс представили Второй концерт П. И. Чайковского, сравнительно
реже исполняемое произведение, чем Первый концерт композитора. Это
виртуозное сочинение дает возможность для своеобразного "соревнования"
фортепиано и оркестра. И пианист, и дирижер, настолько прекрасно
улавливают музыкальные нюансы друг друга, что порой не верится признание
маэстро Лисса, что они могут исполнить произведение с одной или
даже совсем без какой-либо репетиции.
Манера дирижирования Лисса, изысканно артистичная и одновременно
предельно решительная, придает оркестру свой стиль, характеризующийся
мягким, нешумовым звучанием. Оркестр отличается высоким уровнем
ансамблевой слаженности, когда любое движение солиста подхватывается
оркестром и дирижером. Играя в большом составе, он очаровывает звуками
струнных, медных и духовых инструментов оркестра, радуя своей универсальностью
и добросовестностью исполнения.
Публика восторженно приняла исполнения концерта, устроив настоящую
овацию, и Березовский вместе с оркестром повторил "на бис"
финал симфонии - восторженный эпилог цикла, отличающийся высоким
уровнем мастерства.
Во втором отделении прозвучало одно из программных произведений
Чайковского - симфония "Манфред", созданная под влиянием
драматической поэмы Г. Байрона, которую композитор считал одной
из своих лучших. Навеянная шумановским "Манфредом" тема,
по-видимому, была очень близка Чайковскому, где герой, "томимый
роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности
и памятью о преступном прошлом, испытывает жестокие душевные муки".
Театральный финал, насыщенный драматическими моментами, оркестр
Лисса вместе с органом завершил просветленной музыкой с отголосками
католической секвенции Dies irae в басах.
|
|