|
|
Вечер балета, как отдельно взятый спектакль, являет собой очень
интересный жанр, позволяющий театру представлять зрителям программы
из произведений классической и современной хореографии в любом сочетании.
К тому же он дает возможность держать в репертуаре одноактные балеты
и произведения малых форм: хореографические миниатюры, этюды, новеллы.
В этом плане интересная программа была представлена театром 15 июня
2008 года. В ее состав входили два возобновленных балета из репертуара
театра: "Привал кавалерии" и "Пахита. Grand pas",
а также дивертисмент, состоящий из фрагментов классических и современных
балетов.
"Привал кавалерии" - один из поздних шедевров М.Петипа
(на музыку Ивана Армсгеймера), уже много лет держится в репертуаре
театра и сейчас, "стряхнув с себя пыль", вновь предстает
перед зрителем свежим и помолодевшим. Этот изысканный балет-шутка
еще раз подтвердил, что не стоит о нем забывать. Он шлет свой живой
привет из далекого прошлого, как, например, портрет "Камарго"
кисти Лансере или картины Антуанна Ватто из залов Эрмитажа. Но с
картинами проще, они спокойно живут в музее, на них не отражаются
меняющиеся взгляды текущего времени. А вот жизнь балетного произведения
далеких времен, подвержена невосполнимым утратам. Она чревата привнесенными
изменениями самого текста, основанными на забывчивости, слабом знания
истории и отсутствии интеллигентного подхода к сохранению его первоосновы.
Есть случаи, когда исполнители пренебрегают бережным отношением
к музыке, где композитором даются определенные темпы… И отрадно,
что Михайловский театр полностью справился со своей задачей по сохранению
жизни этого замечательного балета.
Отлично отрепетированный и филигранно отшлифованный спектакль (репетитор
- заслуженный артист России Екатерина Павлова) ярко сверкает своими
живописными, хореографическими красками и музыкальными акцентами.
Поистине замечательно сочетание дуэта красоток: Марии на пуантах
и Терезы на каблучках. Отдадим должное Петипа, сумевшему одним штрихом
показать различные грани характера женской натуры. Игриво-виртуозным,
легким и изящным был танец и у пуантов и у сапожек, что является
своеобразной стилистической краской именно этого балета Петипа.
Это сегодня русские сапожки "гуляют" по улицам городов
всего мира, а в те далекие времена подобное можно было видеть только
на сцене императорского балета.
Безукоризненной чистотой танца, изящным юмором и неподдельной искренностью
радуют лауреаты международных конкурсов Анастасия Ломаченкова (Мария),
Антон Плоом (Пётр) и Ольга Порывко (Тереза). Замечательно проникнутое
игровой "бесшабашностью" мужское трио: Владимир Цал (Ротмистр),
Максим Подосёнков (Корнет), и особенно блеснувший замечательным
актерским мастерством Андрей Брегвадзе (Полковник). В его игривом,
виртуозном танце каждое па живописно окрашено пряным, терпким хореографическим
юмором. Хорошо смотрятся и все танцы кордебалета.
Дивертисмент состоял из произведений разных эпох, удачно сочетавшихся
друг с другом, и доказавший интерес и способность театра к разнообразному
репертуару.
Шедевр Асафа Мессерера "Вешние воды" на музыку Сергея
Рахманинова был проникновенно исполнен лауреатом международных конкурсов
Ириной Перрен и дипломантом международного конкурса Маратом Шемиуновым.
Их танец, изобилующий сложными поддержками, был легким и стремительным,
акварельно окрашенным романтическим порывом.
Экзотичностью и техническим мастерством отличалось также знаменитое
па де де из балета "Корсар" (хореография Петипа) в исполнении
заслуженной артистки России Оксаны Шестаковой и лауреата международного
конкурса Антона Плоома.
Благородством и изяществом светилось па де де из третьего акта балета
"Спящая красавица" (музыка П.Чайковского, хореография
М.Петипа) в исполнении Сабины Яппаровой и Андрея Яхнюка. И в заключении
был представлен гопак из балета "Тарас Бульба" (музыка
В.П.Соловьева-Седова, хореография Р.Захарова), яркий характерный
танец, полный оптимизма и юмористического задора в отличном исполнении
Алексея Кузнецова.
Большое па из балета "Пахита" (хореография М.Петипа, музыка
Л.Минкуса), украшающее многие сцены мира и являющее собой истинный
праздник блеска и виртуозности, своеобразный гимн во славу классического
танца, его благородства и элегантности, может быть своеобразной
визитной карточкой балетной труппы, как показатель её высочайшего
мастерства. "Пахита" - это танец noble, и, как говорится,
"noblesse oublige" В памяти у знатоков и поклонников "Пахиты"
навсегда остался великий танцовщик Никита Долгушин, который в партии
Люсьена был воплощением петербургского стиля noble, берущего начало
со времен первого исполнителя этой партии, солиста балета Его Императорского
Величества Павла Гердта. Сегодня Долгушин восстановил этот шедевр
с галантной изысканностью, что отразилось и на исполнительском мастерстве
всей труппы. В каждом выходе кордебалетных групп и всего балетного
ансамбля ощущается четкость и безукоризненность стиля. Интересной
и художественно оправданной представляется и одноцветность костюмов
кордебалета, которая соответствует строгой и элегантной симфонической
форме этого знаменитого большого классического па, относящегося
к золотому веку танца. И вариации как бы рождаются из общего потока
хореографии, и представляют собой разные мотивы его симфонического
развития. Вариации солисток, лауреатов международных конкурсов Ирины
Кошелевой, Анастасии Ломаченковой, а также Сабины Яппаровой были
исполнены с чутким ощущением стиля Петипа. Однако им еще не достает
апломба, необходимого для этого спектакля.
В общей хореографической симфонии протоганистами являются Балерина
и Кавалер, то есть Пахита и Люсьен, которые ведут основную тему
большого па: виртуозный блеск классического танца. Обладающей красотой
и хорошими данными Екатерине Борченко, лауреату международных конкурсов,
к сожалению, на данном этапе не хватает именно блеска виртуозности,
а талантливому Марату Шемиунову, дипломанту международных конкурсов,
который прекрасно справлялся со сложной партией, необходимо добиваться
того самого высокого благородства, которым блистали исполнители
прежних поколений.
В целом в "Пахите" очень точно и высоко профессионально
намечено движение к совершенствованию, которое и должно расти от
спектакля к спектаклю.
|
|