- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  Полина Семионова как "зеркало петербургской танцевальной культуры"  
 
 

(автор Дмитрий Ягодкин)

22 июня 2008 года в спектакле Мариинского театра "Жизель" главные партии исполнили Полина Семионова - ведущая солистка балета Немецкой государственной оперы - и Владимир Шкляров.

Спектакль был поставлен в афишу вместо запланированного прежде Творческого вечера Дианы Вишневой. Зрители, придя в театр, натолкнулись на непредвиденное препятствие. Обычная театральная практика, когда при замене спектакля "X" спектаклем "Y" билеты со штампом "X" действительны, на этот раз не действовала: билеты "со штампом" "Творческий вечер Дианы Вишнёвой" в силу загадочных соображений оказались недействительными. Чтобы попасть на спектакль "Жизель" их следовало обменять на другие, на которых черным по белому было бы напечатано слово "Жизель". А поскольку обмен почти что двух тысяч билетов непосредственно перед началом спектакля сквозь два кассовых окошечка - задача заведомо невыполнимая, в фойе образовалось настоящее столпотворение. Чтобы сильно не затягивать начало спектакля, который должен был начаться и так-то поздно (в 21.30), владельцам дорогостоящих билетов "на Диану Вишнёву" в конце концов всё же было предложено пройти в зрительный зал. "На свободные места". (Хороший урок для зрителей - не лучше ли в другой раз, когда в Мариинском будет замена, вовсе не идти в театр, а посидеть дома или отправиться на природу?)
Впрочем, обсуждать недальновидные действия театральной администрации - занятие малоинтересное. Куда интереснее - сам спектакль, актёры, создающие новые интерпретации образов, созданных их великими предшественниками.
Имя Полины Семионовой продолжило длинный перечень имён иностранных гастролёрш, еще с конца 1950-х годов выступавших в "Жизели" на Кировской (затем Мариинской) сцене. В 1970-х годах на экраны страны вышел фильм "Москва, любовь моя". Там по сюжету главная героиня - японская балерина - приезжала на стажировку в Россию. "Нашей школы у неё нет", - заключал один из персонажей фильма - отечественный педагог-репетитор. Собственно говоря, фразу эту можно было бы отнести и на счет любой, из приезжавших к нам иностранных гастролёрш (особенно, если понятие "школа" трактовать в широком смысле, включая сюда и многолетнюю традицию исполнения партий на Мариинской-Кировской сцене), даже тех, чьи имена стали легендами второй половины ХХ века.
Полина Семионова в роли Жизели местами не соблюдала традиционный для мариинской редакции хореографический текст, демонстрировала танцевальную манеру, не свойственную ленинградской-петербургской традиции. "Нашей школы у неё нет". Но вот что интересно. Фраза, произнесённая героем фильма, явилась довольно актуальной в 1970-х годах, когда отечественные балерины в действительности являлись подлинными носителями высокой академической танцевальной культуры, до уровня которой даже самым талантливым балеринам-иностранкам нужно было тянуться и тянуться. Сегодня свою актуальность она в значительной мере утратила. И вот почему. Все "нововведения", привнесённые Семионовой в канонический текст и танцевальную манеру мы уже видели в исполнении... наших нынешних "звёзд российского балета" (которые в свою очередь "находки" эти взяли "на вооружение" у западных балерин). Так, Полина Семионова, выступая в роли Жизели на Мариинской сцене, внезапно предстала словно бы "зеркалом петербургской танцевальной культуры". Подумалось: стоит ли пенять работающей на Западе балерине (пускай и российского происхождения), на то, что она что-то танцует "не по-нашему", коль скоро наши же балерины сами далеко не всегда соблюдают петербургские академические каноны.
По части канонов дело обстояло не идеально и у выступавшего в качестве партнёра Полины Семионовой Владимира Шклярова. Шкляров пять лет назад произвел фурор во время выпускного спектакля Академии Русского балета, исполнив pas-de-deux из "Талисмана" в постановке П. Гусева. Выпускник словно ввергал зрителей в дансантную стихию.
В партии графа Альберта на Мариинской сцене актёр впервые выступил 23 апреля 2006 года (дебют пришелся на Пасху). В Кировском-Мариинском балете прежде бок о бок сосуществовали две исполнительские традиции партии графа Альберта. Одна из них была связана с именем Константина Сергеева, другая - с именами Никиты Долгушина и Рудольфа Нуреева. Шкляров (быть может скорее интуитивно, чем сознательно) в определенной мере ориентировался на трактовки Нуреева и Долгушина, выдающимся актёрам отнюдь не подражая. Только вот если на дебютном спектакле (артист готовил его под руководством Сергея Бережного) все основные мизансцены были выдержаны в традиционном рисунке, то о нынешней трактовке образа, за два года претерпевшей эволюцию, этого никак не скажешь.
Правда, тогда, два года назад (быть может, в силу того, что танцовщик слишком уверовал в собственную гениальность) техническая сторона партии не вполне соответствовала ожиданиям, сопутствовавшим дебюту. Уязвимым местом стали заноски. На этот раз артист предстал в лучшей физической форме: был лёгок на прыжках, entrechat-cinques стали выверенными и четкими (правда, порой танцовщик не успевал за дирижером, взявшим слишком уж быстрый темп), вариацию во втором акте станцевал в максимально сложном варианте (диагональ из трёх двойных кабриолей по нынешним временам - редкость).
Но вот художественная сторона партии изменилась не в лучшую сторону: появилось множество деталей, чуждых мариинской-кировской традиции. (Зачем, к примеру, во второй акт, где переживший трагедию герой приходит на могилу умершей возлюбленной, включать сугубо женские прыжки pas-de-chat?) Быть может кто-то скажет: "Нельзя забывать, что теперь на дворе XXI век". Но можно ведь сказать и иначе: "Нельзя забывать, что танцуешь на Мариинской сцене шедевр, над которым время не властно".

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров