- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ЗВЕЗДНЫЙ ЮБИЛЕЙ АЛЛЫ ОСИПЕНКО  
 
 

(автор Светлана Сливинская)

В честь 75-летия выдающейся петербургской балерины народной артистки России Аллы Осипенко в ее родном городе прошел целый ряд мероприятий, посвященных этому знаменательному событию. В балетной ауре Петербурга имя Аллы Осипенко поистине магическое. Одна из последних учениц А.Я. Вагановой, она является хранительницей традиций русского балета, унаследованных в свое время Вагановой от императорского балета и усовершенствованных ею в процессе долгой педагогической деятельности.


Несмотря на замечательный талант, жизненный путь Аллы не был усыпан сплошными розами. В самые неожиданные моменты давали о себе знать и коварные шипы. Так в начале своей творческой жизни в Мариинском театре балерина получила тяжелую травму ноги, но Богу было угодно вернуть ее на сцену. Ее юная Фея Сирени из "Спящей красавицы" излучала неповторимую магию, которой окрашивался и весь сказочный спектакль, ведомый Осипенко. Художественная магия впоследствии стала одной из основных составляющих артистической природы Осипенко, которая затем приобрела более драматические оттенки в роли Хозяйки Медной горы в балете "Каменный цветок". Эта роль была специально создана для нее Юрием Григоровичем, гениально угадавшим творческую природу артистки. И мелодическая напевность Феи Сирени уступила место хореографическому экспрессионизму Хозяйки Медной горы. А уже много позже все пережитое и внутренне осмысленное было впитано богатой пластикой балерины и проявилось в "Двухголосии" Бориса Эйфмана на музыку группы "Пинк Флойд", поставленном для нее и Джона Марковского… Что касается основных балетов репертуара Мариинского театра, то исполнение Осипенко партии Одетты-Одиллии вошло в сценическую историю балета "Лебединое озеро". Для нее специально ставили свои балеты, авторские программы и отдельные миниатюры Юрий Григорович, Леонид Якобсон, Борис Эйфман, Георгий Алексидзе… Одним словом, большая завидная творческая жизнь, сложная, плодотворная и насыщенная трагедиями.
Алле Осипенко - 75; этот 2007 год она может считать в искусстве и своим годом. И мы будем считать его годом Аллы Осипенко. Алла совместно с балетмейстером Алексеем Кононовым, поставившем для нее в свое время балет по знаменитой пьесе "Гарольд и Мод" дала пресс-конференцию в Шереметьевском дворце (филиале Музея театрального и музыкального искусства), где вспоминала этапы своей жизни, которые многим были неизвестны либо же трактовались неправильно. Вспомнились превратности судьбы - время плодотворной работы в Мариинском (Кировском) театре с балетмейстером Юрием Григоровичем и неожиданный резкий уход из него. Памятный момент, когда при первом же посещении Парижа она получила премию Анны Павловой, а потом на долгие годы стала "невыездной". Трудности личной жизни: болезни, операции, работа "на износ" при плохом состоянии здоровья… Трагическая смерть сына … Жизнь и скитания в других странах и вечное стремление домой к внуку Даниле.
Красноречиво повествовала о ее жизненном и творческом пути и выставка, открытая в Шереметьевском дворце - костюмы, балетные туфли, фотографии, документы, в том числе и заявления об уходе из Мариинского (Кировского) театра. Была представлена книга, включившая в себя воспоминания самой балерины и многочисленные статьи российских и зарубежных критиков, посвященных ее творчеству.
И, конечно же, вечер в Александринском театре. В первом отделении хореографом Алексеем Кононовым (он же режиссер всего вечера) по его собственной новелле был представлен спектакль-монолог в манере хореографического абсурда под названием "Время женщины, или за час до того, как история будет окончена", где роль героини Кристины исполнила немецкая актриса Клаудиа Грауве (Claudia Grauve). Спектакль посвящен Алле Осипенко. Анализировать абсурд - дело неблагодарное, тем более, как говорится, "дареному коню в зубы не смотрят". Жаль, что было испорчено настроение всем поклонникам и гостям Аллы, не ожидавшим на ее вечере подобного "чуда". Второе отделение вечера являло собой концерт из произведений Баланчина, Григоровича, Чабукиани, Макмиллана в исполнении солистов Мариинского и Михайловского театров. Несмотря на то, что концерт состоял из классических произведений высокого класса, Кононов и здесь "умудрился" добавить "ложку дегтя в бочку меда", устроив на заднике сцены нечто наподобие неряшливого склада декораций, а в перерывах между хореографическими номерами по сцене бродила какая-то группа людей в грязных, черных халатах. Ну, да ладно, не будем о грустном…
В финале вечера на сцене появилась сама божественная Алла Осипенко и элегантнейший Никита Долгушин, легендарные танцовщики, последние из могикан российского балета ХХ века. Их появление вызвало шквал аплодисментов и все остальное рассеялось как дым. Исполненная ими "Сарабанда" на музыку Иоганна Себастьяна Баха, была в свое время поставлена Георгием Алексидзе специально для них. И сегодня она "звучала" как далекое прекрасное ностальгическое эхо. Величественные па и живописные жесты рук, гордые аристократические повороты головы и торжественные поклоны выдающихся артистов создали поистине уникальную скульптурную группу в движении, и, казалось, что все почитатели Аллы Осипенко пришли только за этим…
Было море цветов и благих пожеланий. Со слезами на глазах Алла поблагодарила публику и сказала, что посвящает свой юбилей памяти сына Ивана.
Сейчас Алла Осипенко - педагог-репетитор Михайловского театра и конечно еще много и много послужит своему любимому искусству балета.
Желаем ей больших успехов!

 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров