|
|
Уже не один век сказка про Золушку очаровывает
людей разного возраста. И, похоже, что Время, этот самый строгий
Судья, не только не будет властвовать над ней, а наоборот откроет
ей и в будущем "зеленую улицу" творческого процветания.
К этому сюжету в свое время обращались многие сказочники, в том
числе знаменитые братья Гримм. Но особенно знаменитой стала сказка
Ш. Перро, вошедшая в сборник его волшебных шедевров "Сказки
Матушки Гусыни". Миф о превращении отвергнутой падчерицы в
принцессу с книжных страниц шагнул на драматическую сцену, и на
его сюжет были созданы также многочисленные оперы, балеты, мюзиклы
и кинофильмы. В репертуаре многих знаменитых хореографов всех времен
и разных народов есть произведения на этой сюжет. Созданный в середине
ХХ века балет С. Прокофьева, стал буквально сокровищем для хореографов.
На эту музыку поставлено более пятидесяти произведений, в том числе
таких известных хореографов как Р. Захаров, К. Сергеев, О. Виноградов,
художников разных индивидуальностей, каждый из которых нашел свой
"золотой ключик" к открытию в хореографической форме магической
души этого легендарного произведения. Но, как правило, это были
большие полнометражные произведения, адекватные полному объему музыки.
Создавая в своем новом театре балет "Про Золушку", Никита
Долгушин сократил большое произведение Прокофьева до размеров камерной
сюиты, что позволило ему не прибегать к масштабным декорациям и
большому количеству действующих лиц. И свою сказку, живущую в ауре
сегодняшнего дня, он решает по законам хореографической сюиты, за
основу которой берет главные темы произведения: верховную силу Добра
и Любви (такие примеры уже бывали в истории хореографического искусства:
"Кармен", "Ромео и Джульетта и т.д.).
Далее произведение решается по принципу симфонического развития
с главными и побочными темами, вариациями и массовыми сценами. В
результате получился изысканный хореографический симфонизм, практикуемый
в начале прошлого века Федором Лопуховым и предельно развитый его
учеником Джорджем Баланчиным в созданном им в США театре "Нью-Йорк
Сити Балле". Чтобы подчеркнуть строгую симфонизацию танца Долгушин
создает однотонные черные костюмы (как иногда это делал Дж. Баланчин
в своих хореографических сюитах), добавляя к ним в качестве цветовых
аккордов условные фигуры, на одной стороне которых изображены цветы,
символизирующие обожаемую Золушкой Природу, с другой - Часы-Время
- символ беспрерывного хода жизни и своеобразного предупреждения
для Золушки. Варьируя этими фигурами, танцовщики как метрономы отсчитывают
минуты, четкие и неумолимые, которые остановить нельзя. В симфоническом
развитии танца хореограф точно и образно раскрывает всю сложность
музыки Прокофьева. Танец солистов (Анна Самострелова и Дмитрий Щеголев)
виртуозно взаимодействует с танцем кордебалета, вскрывая предельно
изысканную грань таланта Долгушина, талант хореографа-симфониста.
Балет "Про Золушку" мог составить ансамбль с другим балетом
Долгушина "Сны" на музыку П. Чайковского. А полнометражный
хореографический вечер мог бы подключить к этим произведениям и
"Струнную серенаду" Дж. Баланчина на музыку П. Чайковского,
что составило бы максимально изысканную гармонию петербургских хореографических
тем, идущих от Федора Лопухова через его учеников Джорджа Баланчина
и Никиты Долгушина.
|
|