- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  НОВАЯ ВЕРСИЯ ЗНАМЕНИТОГО БАЛЕТА "ДОН КИХОТ"  
 
08.05.2005
  (авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

8 мая 2005 года состоялась премьера балета "Дон Кихот" (музыка Л. Минкуса, хореография М.Петипа и А.Горского) на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова.

Автором новой версии балета выступил главный балетмейстер театра профессор Никита Долгушин…
Без малого почти полтора века живет этот красочный балет на российской и мировой сцене. Впервые он был поставлен Мариусом Петипа в 1869 году, а в 1900 году увидела свет новая постановка выдающегося реформатора балета того времени Александра Горского, которая всегда имела большой успех у публики и до сих пор представлена на больших театральных сценах. Правда, за долгую жизнь балета в него были привнесены отдельные танцы и фрагменты, сочиненные другими авторами, которые уже закономерно "вошли" в общую ткань спектакля.
Увеличить
Увеличить

Приступая к своей постановке, Долгушин детально исследовал структуру знаменитого балета "во времени", Будучи сам прекрасным исполнителем партии Базиля, он является не только блестящим танцовщиком, но и талантливым хореографом, режиссером, педагогом и художником. И, кроме того, что наиболее важно в данном случае, он - тонкий знаток истории балета и балетных стилей разных эпох.
Выдающийся реставратор старинных шедевров, Долгушин сознательно и с огромным энтузиазмом пошел на создание новой версии "Дон Кихота", в которой знаменитый спектакль получил новое прочтение. Здесь, прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что новый "Дон Кихот" имеет высокую культуру, как с точки зрения истории танца, так и стилистики. Стилистически безупречны как партии солистов, так и все ансамбли спектакля. Сохранив практически весь материал, сочиненный Петипа и Горским, он убрал более поздние привнесения и создал спектакль, где стержнем является режиссерско-хореографическое сквозное действие, которое подобно симфонии, подчиненной строгим правилам гармонии, не допускает пустот и "проходных" мест.
Вместо четырех актов Долгушин ограничивается двумя, не потеряв при этом ничего из знаменитого текста спектакля. Следуя своему режиссерскому замыслу, он создал блестящие новые танцы Фанданго и цыганский, соединил в единый образ партию Уличной танцовщицы и Мерседес, перекомпановал некоторые номера внутри действия. Он ввел также дополнительные персонажи: поварят трактирщика, которые своими танцами-игрой влили дополнительные яркие краски в общее веселое действо; заново создал роль Амура, изысканные сцены сна Дон Кихота, живописные танцы цыганского табора.

Увеличить
Увеличить

Но, сочиняя собственные танцы, постановщик умело и тонко сочетает свою хореографию с уже существующей, поэтому в общей картине спектакля нет стилистически чужеродных элементов. Можно утверждать, что это был новый важный шаг вперед в сохранении и обновлении хореографии прошлого для ее будущей жизни. Постановщик виртуозно смонтировал все сцены спектакля, вложив в них свежее дыхание, и придал всему действию четкий сквозной ритм. Обновленный балет стал более компактным, динамичным, в каком-то смысле напоминающий бродвейские спектакли. Но притом, что он математически четко выверен, действие живет такой естественной жизнью, что все кажется вольной импровизацией. Хореография и режиссура Долгушина в работе с каноническими текстами Петипа-Горского выглядит поистине ювелирно, и спектакль воспринимается как единое целое. Подчас это похоже на реставрацию старинного драгоценного ковра, когда художник должен изобрести нужные нити, чтобы выткать недостающие фрагменты необходимой ткани.
Согласно психологическим законам своей оригинальной режиссуры, Долгушин затевает на сцене игру в балет "Дон Кихот", а не стремится "воплотить" в хореографии великое произведение Сервантеса. В юбилейный год (400 лет со дня создания романа) он низко кланяется ему и отдает дань священной любви. Сам Рыцарь Печального Образа в спектакле является подтверждением этой идеи. Актер Павел Яковлев, двухметрового роста, действительно выглядит как нереальный персонаж, существующий в своем вымышленном мире, который сомнамбулически шествует сквозь мир реальный. Долгушин ввел в спектакль и образ Дульцинеи, мечты Дон Кихота, появляющейся в прологе, в таборе, в эпилоге и напоминающей испанскую инфанту с полотен Веласкеса, - тоже своеобразный изобразительно-пластический мотив Испании…В этой яркой стране даже юмор радушно-солнечный и образ каждого персонажа в трактовке Долгушина исключительно живописен.
Будучи знатоком живописи и истории балетного костюма (Долгушин часто в своих спектаклях выступает как театральный художник), он с помощью костюма создает образную характеристику персонажа, и костюмы эти не статичны, они удобны, "танцевальны" и гармонично взаимодействуют с хореографией спектакля.
Для балета "Дон Кихот" на больших академических сценах требуется большая труппа, но в этом изящном спектакле небольшая по составу труппа, возглавляемая Долгушиным, прекрасно справляется со всеми хореографическими трудностями и создает красочный и искрометный спектакль. Одна из отличительных черт Долгушина - это прекрасная работа с актерами. Блестяще исполняют партию Китри порхающая бабочкой Наталья Башкирцева и острая, характерная Татьяна Котченко, Базиля - органичный Камиль Нурлыгаянов и искренний, обаятельный Дмитрий Лысенко. Роль Уличной Танцовщицы исполняют знающая себе цену Эва Гржибовская и очаровательная Екатерина Сафронова; покоряет своей легкостью и утонченностью танца Наталья Рыкова (Амур); Юлия Белавина и Анна Самострелова - цветочницы. Очень живописны и пантомимно-характерные персонажи Лоренцо (Денис Лозовой), Санчо (Алексей Мисаженков) и Гамаш (Илья Голуб), которые надолго запомнятся публике.
К счастью, в спектакле нет громоздких декораций (сценография Татьяны Ястребовой). Здесь "присутствуют" море, небо, гирлянды флажков и фонариков, создающие образ солнечной Испании, а сцена практически вся предоставлена Его Величеству Танцу, который в целом и является главным действующим лицом спектакля.

Увеличить
Увеличить

Хотелось бы также отметить работу молодого дирижера Максима Алексеева, нашедшего своеобразные зажигательные интонации в трактовке партитуры балета.
Безусловно, у Долгушина получился яркий, мажорный спектакль с комедийным гротеском и терпким юмором, наполненным радостью и оптимизмом, который доставит большое удовольствие любителям балета многих стран.


специально для журнала "Ballet Art" № 4

 
     

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров