15.04.2004
|
|
13 и 14 апреля 2004 года в Мариинском
театре состоялась премьера трех одноактных балетов Джорджа Баланчина,
объединенных общим названием "Приношение Баланчину", в честь
столетия со дня рождения выдающегося хореографа…
Джордж Баланчин (Георгий Милитонович Баланчивадзе) родился в 1904
году в Петербурге в семье композитора, профессора Петербургской консерватории
Милитона Баланчивадзе. Его брат Андрей Баланчивадзе пошел по стопам
отца и в последний период своей жизни возглавлял Союз композиторов
Грузии. Что касается Георгия Баланчивадзе, то, параллельно с обучением
в Петроградском балетном училище, он учился также в консерватории,
где занимался композицией, и в будущем стал не только замечательным
хореографом, но и профессиональным музыкантом. А по своей утонченности,
изысканности и аристократизму всегда оставался истинным петербуржцем.
Покинув Россию в 1924 году, он к тому времени практически уже сформировался
на сцене Мариинского театра, был блестящим знатоком творчества Мариуса
Петипа и участником экспериментов Федора Лопухова в области бессюжетного
балета и создания "хореографических версий" симфонических
произведений. В области "симфонизации" хореографического
искусства Баланчин всегда считал себя учеником Лопухова и, уже, будучи
в США в "Нью-Йорк Сити Балле", он виртуозно развил в соответствии
со своими склонностями и размахом своего дарования направление, намеченное
Лопуховым, создав свой собственный хореографический стиль, который
принято называть "неоклассицизмом". На сегодняшний день
на сцене Мариинского театра представлены уже многие произведения Баланчина.
И недавно баланчинский репертуар пополнился еще тремя работами…
"Четыре темперамента" (на музыку Пауля Хиндемита, премьера
состоялась в 1946 г.) являет собой, согласно программе, определенной
самим Баланчиным, "тему с вариациями", в которой с помощью
музыкально-хореографических средств раскрывается условно определенные
четыре человеческих темперамента: меланхолика, сангвиника, флегматика
и холерика, которые в древности персонифицировались со стихиями: землей,
водой, огнем и воздухом. Каждая вариация, исполняемая соло или группами
танцовщиков, развивается в зависимости от заданного ей характера и
окрашена соответствующими оттенками настроения: грусти, меланхолии,
беззаботности или внезапной решительности. Интересно то, что четвертая
вариация "Холерик", исполняемая солисткой вызывает в эмоциональной
памяти ассоциации с образами Феи Смелости (Виолант) в балете "Спящая
красавица", горячо любимого Баланчиным Мариуса Петипа. … Но так
как в чистом виде ни один темперамент не существует, то эмоциональные
состояния каждой вариации окрашено также нюансами другого характера.
И в финале на сцене появляются все танцовщики, в пластике которых
можно уловить тонкие нюансы взаимодействия изысканно разработанных
хореографических характеров.
"Вальс" (на музыку Мориса Равеля, премьера состоялась в
1951 г.). В этом рафинированном произведении в стиле условного эмоционального
"ретро" мастер бессюжетного балета Баланчин обращается к
драматургическому действию (что, впрочем, в своем творчестве он делал
неоднократно), в котором главный женский персонаж (Белая дама, согласно
цвету костюма) под воздействием какого-то фатального видения или может
быть образа, материализовавшегося воображения, как загипнотизированная,
отрешенными жестами, принимает от Черного Принца своеобразные "черные
метки" в виде колье, перчаток или прозрачного плаща, которые
зловеще мерцают на фоне ее белого "подвенечного" наряда
и венчают ее со Смертью. И, одурманенная мелодией прощального Вальса,
она сомнамбулической походкой вместе с фатальным кавалером следует
к своей гибели…
Изысканным черно-красным фоном (костюмы Каринска) с солисткой взаимодействуют
и оттеняют ее тоже в ритме вальса отдельные вариации и группы в "архитектурно"
аранжированных хореографических композициях, партерных и воздушных,
пленяющих своей буквально неземной красотой.
"Фортепианный концерт №2" (Ballet Imperial) - на музыку
П.Чайковского, премьера состоялась в 1941 г. … Поставленный на музыку
Второго фортепианного концерта П.Чайковского, любимого композитора
Баланчина, и имеющий подзаголовок "Ballet Imperial", он
в гармонии своих вариаций и ансамблевых сцен может ассоциироваться
в воспоминаниях Баланчина с блеском русского балета Мариинской сцены
(ведь всю жизнь Баланчин повторял заветные для него слова: Петербург,
Мариинский театр, Чайковский, Петипа)…
В соответствии с правилами Фонда Джорджа Баланчина постановка этих
балетов была выполнена его представителями в соответствии со стандартами
стиля и техники Баланчина. Балеты поставлены Джоном Клиффордом и
Колин Нири, учениками Баланчина и бывшими танцорами его труппы.
Дирижер Михаил Агрест, петербуржец по рождению, ныне художественный
руководитель и дирижер P.I. Chamber Orchestra в Южной Каролине и
приглашенный дирижер Мариинского театра. В спектакле участвовали
звезды балета Мариинского театра: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева,
Дарья Павленко, Игорь Зеленский, Антон Корсаков, Леонид Сарафанов.
|
|