- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале 
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 4(69)

 

ЮБИЛЕЙ

 

Светлана Сливинская

80-ЛЕТИЕ НИКИТЫ ДОЛГУШИНА

О линии жизни выдающегося танцовщика, хореографа, педагога, историка и исследователя танца н.а. СССР Никиты Александровича Долгушина

 
 
 

Театральная общественность Петербурга широко отметила 80-летие со дня рождения выдающегося танцовщика, хореографа, педагога, историка и исследователя танца н.а. СССР Никиты Александровича Долгушина.

Главный редактор журнала журна «Ballet Art» Светлана Сливинская рассказывает о мероприятиях в честь 80-летия Никиты Долгушина и их взаимодействии с Михаилом Ивановым, который издал книгу о Долгушине

80-летие Никиты Долгушина.

Вечер памяти Никиты Долгушина по случаю 80-летия
состоялся 8 ноября 2018 года в Доме Актера им. К. С. Станиславского.

По справедливому утверждению известного балетного критика Веры Михайловны Красовской два имени определяют эпоху танца второй половины XX века. Это Владимир Васильев и Никита Долгушин. Как отмечала мировая критика, безвременно ушедший Долгушин был истинным аристократом классического танца. Красивая внешность, изящество и внутреннее благородство позволили ему создать идеальные образы принцев в классических балетах, а безупречное мастерство и большой актерский талант способствовали созданию незабываемых образов драматического балетного репертуара – таких, как Гамлет, Король Лир, Отелло, Ромео. Философская глубина шекспировских образов дала критике повод назвать Никиту Долгушина Гамлетом русского балета.

После окончания Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. А.Я.Вагановой) он начал свой путь на сцене Кировского (Мариинского) театра. Однако, вскоре вместе с группой молодых танцовщиков Никита Долгушин уехал в Новосибирск в недавно отстроенный Большой театр Сибири, где воистину расцвел его талант, и где он создал прекрасные роли в балетах «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Олега Виноградова, ярко вспыхнувшей звезды хореографического искусства, впоследствии автора многих замечательных балетных произведений и руководителя балетных трупп Малого (ныне Михайловского) и Мариинского театров. В Новосибирске Долгушин овладел обширным классическим и современным репертуаром, а созданные им роли Зигфрида («Лебединое озеро»), Дезире («Спящая красавица»), Ферхада («Легенда о любви»), Альберта («Жизель») стали эталоном красоты и глубокой психологической трактовки знаменитых образов балетного репертуара.

После Новосибирска Долгушин работал в Москве в ансамбле Игоря Моисеева. А по возвращении в Ленинград продолжил карьеру в Малом оперном театре, где вскоре руководителем балета стал и возвратившийся из Новосибирска Олег Михайлович Виноградов, который поставил там созданные им в Новосибирске «Золушку» и «Ромео и Джульетту». Таким образом, единомышленники снова оказались вместе. Олег Виноградов создал с блистательным участием Никиты Долгушина целый ряд выдающихся спектаклей, среди которых были истинные шедевры: «Тщетная предосторожность» и «Ярославна», созданная в содружестве с выдающимся режиссером Юрием Любимовым. В это же время руководителем балета Мариинского театра был н.а.СССРК.М.Сергеев, который пригласил Никиту Долгушина в свою постановку балета «Гамлет», считая, что только возможности Долгушина позволят создать этот уникальный образ.

Выступал Долгушин и в роли хореографа. А вскоре возглавил кафедру хореографии Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, где блестяще развернулся его талант педагога. Долгушин также возглавил балетную труппу театра консерватории, где создал хореографические работы разных жанров. У всех на памяти его уникальная «Жизель» с мистически движущимися ветвями деревьев, создававших атмосферу ирреальности. Воссоздал репертуар великой балерины Анны Павловой с уникальным «Павильоном Армиды» на музыку Черепнина, посвященный памяти Вацлава Нижинского, собственные постановки балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» на музыку П.И.Чайковского, хореографическая драма «Король Лир» и блистательный дивертисмент в честь Фреда Астера. Ежегодно в рождественские праздники балетная труппа Никиты Долгушина была гостем столицы Европы – Брюсселя, где выступала с большим успехом. После Долгушин в качестве репетитора вернулся в Михайловский театр.

Как уникальный танцовщик и специалист в области танца он был приглашен в Париж, в театр Гранд-Опера для проведения мастер-классов. Но, увы, ему удалось дать французским танцовщикам только один урок. Жестокая болезнь (инсульт) внезапно прервала его благой порыв и остановила его вдохновенное творчество на этой высокой ноте.

Великий Мастер вскоре скончался в родном Петербурге.

Книга о Никите Долгушине

 

 
 
SPYLOG Rambler
2004-2019 © BALLET ART - Петербургский балетный журнал (электронная версия).
При любом использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.