- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 3(66)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ…

Итоги XXVI Международного музыкального фестиваля "Звезды белых ночей" и репертуарная политика Мариинского театра

 
 
 

XXVI Международный фестиваль "Звезды белых ночей" плавно переходил к обычной репертуарной жизни Мариинского театра. Правда, обычной эту жизнь всё равно назвать трудно, поскольку она всегда является праздником и не только для восторженных гостей города, мечтающих попасть в этот легендарный театр, но и для самих петербуржцев, ибо для многих из них Мариинский театр - это их жизнь. Этих людей создал сам театр фактом своего существования, и они его - неотъемлемая часть.

Год от года в ряды его поклонников вливается много молодых людей, воспитанных Мариинским театром в его новой, грандиозной, фантастической структуре. Ведь Мариинский театр - это не просто театр. Если одновременно "включить" все его площадки, то это будет огромная страна чудес, звучащая в петербургской ауре.

Фестиваль "Звезды белых ночей" популярен также и у исполнителей. Самые яркие оперные и балетные звёзды стремятся выступать в его спектаклях.

Большую славу имеет в мире и оркестр Мариинского театра под руководством блистательного Валерия Гергиева. И многие знаменитые музыканты стремятся выступить с этим оркестром именно в его alma mater.

Фестиваль 2018 года, прежде всего, был посвящён Мариусу Петипа, величайшему хореографу всех времён и народов, создавшему свои шедевры на сцене Мариинского театра. Представитель знаменитой хореографической семьи, уроженец Марселя, Мариус Петипа с 1847 года служил Петербургу, который стал его домом и прославил его на весь мир. Конечно, творчество Петипа - это достояние всей мировой культуры, но именно на сцене Мариинского театра оно обрело жизнь, и здесь хранятся канонические редакции его балетов, созданные великими мастерами и знатоками его творчества Агриппиной Вагановой, Федором Лопуховым, Петром Гусевым, Владимиром Понамаревым, Константином Сергеевым, Вахтангом Чабукиани.

И всегда следует помнить, что именно на Мариинской сцене сформировался другой выдающийся хореограф Георгий Мелитонович Баланчивадзе (Джордж Баланчин), создатель американского балета и один из самых страстных почитателей Петипа. Хорошо известен главный лозунг его творчества: "Вперёд, к Петипа!". Баланчин стал выдающимся наследником балетного симфонизма Петипа и Лопухова. И сегодня произведения Баланчина находятся в репертуаре Мариинского театра.

"Лебединое озеро" по праву считается главным балетом мироздания. "Спящая красавица" - замечательное сочетание балетного симфонизма и сценического действа. А знаменитая, буквально ювелирная "Раймонда" с её пятью сложнейшими балеринскими вариациями, симфоническими сценами и с характерными танцами, так трудна для исполнения, что по силам только такой труппе, как труппа Мариинского театра. И в мире есть любители балета, которые специально приезжают в Петербург, чтобы посмотреть этот спектакль на сцене Мариинского театра.

Вместе с этими шедеврами в репертуарной афише Петипа были представлены "Баядерка", "Корсар", "Дон Кихот", "Жизель", "Пахита". Но для того, кто по каким-то причинам не смог посмотреть эти спектакли на фестивале, он может быть уверен, что в любое время всегда найдёт их в репертуаре театра.

Здесь важно ещё подчеркнуть, что к истинному искусству балета, этой чудной красоте, приобщаются дети самого юного возраста.

На дневных спектаклях можно видеть семейные пары с детьми. Маленькие девочки одеты в нарядные платьица, похожие на балетные пачки и хитоны. И дети воистину чувствуют себя в мире сказки.

Своеобразным символом города является также балет "Медный всадник" Р. Глиэра, восстановленный Юрием Смекаловым. Этот спектакль всегда пользуется большим успехом.

Во время всех фестивалей свои спектакли всегда представляет и "Лаборатория молодых хореографов". Театр даёт возможность многим танцовщикам почувствовать свои силы в хореографии. Это очень хорошее начинание. И если даже эти работы не всегда бывают удачными, то опыт никогда не проходит бесследно. Нельзя всегда рассчитывать на шедевры, необходимы поиски, хореографические опыты, в результате которых лучшие работы могут остаться в репертуаре театра.

Что касается оперы, то без преувеличения можно сказать, что репертуар театра в этом плане очень обширен. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа" П. И. Чайковского - обязательные участники фестиваля. "Борис Годунов" и "Хованщина" всегда привлекают зарубежных меломанов, предпочитающих услышать эти произведения на сцене, где они родились. Сочинения Глинки, Римского-Корсакова присутствуют в репертуаре, также как и сочинения Прокофьева и Стравинского. А недавно опера "Царская невеста" Римского-Корсакова была представлена в новой постановке… Дело в том, что быстро меняющаяся жизнь требует новых сценических прочтений оперных произведений в духе сегодняшнего дня. Однако это не отменяет исторических постановок, которые всегда могут быть возобновлены в любое время.

Мариинский театр обладает замечательными постановками всей тетралогии Рихарда Вагнера ("Золото Рейна", "Зигфрид", "Валькирия", "Гибель богов"), и практически на сцене театра представлено почти полное собрание сочинений Джузеппе Верди. А недавно состоялась премьера оперы "Фальстаф".

Большой успех у гостей фестиваля имела вновь представленная бессмертная опера Моцарта "Волшебная флейта", на спектакле которой можно было видеть также и много детей, в жизнь которых уже вошло это замечательное произведение. В этом году вся мировая культура отмечает столетие со дня рождения выдающегося шведского режиссера Ингмара Бергмана. И на ретроспективе его фильмов в Петербурге была представлена экранизация "Волшебной флейты" Моцарта, увиденная глазами ребёнка, как это было в детстве самого Бергмана, когда эта опера и любовь к сказочному Моцарту повлияли на всю его жизнь. Будем надеяться, что это произойдёт и с нашими детьми.

Оперные спектакли с большим успехом также идут и на сцене концертного зала "Мариинский". А выдающийся современный композитор Родион Щедрин пишет свои произведения специально для этого зала.

Шедевром подобной постановки является опера Щедрина "Очарованный странник". Большой интерес всегда вызывает опера "Не только любовь".

Хотелось бы подчеркнуть ранее сказанное, что творчество Родиона Щедрина - явление уникальное. Поэтому вполне естественно, что в здании "Мариинский-2", инаугурация которого состоялась оперой композитора "Левша", находится и зал его имени. Непреходящая ценность творчества Щедрина состоит в том, что помимо выдающегося таланта, композитор обладает замечательной культурой, в которую входит прекрасное знание литературы и многослойного русского фольклора. К тому же в своих экспериментах Щедрин может позволить себе необычное сочетание инструментов, позволяющее создать уникальное произведение, которого история музыки не знала ранее. Прекрасный знаток хорового пения, а также пения церковного, Щедрин создал уникальную хоровую оперу "Боярыня Морозова", которую по праву можно назвать оперой-молитвой.

На нынешнем фестивале "Звёзды белых ночей" в концертном зале "Мариинский" состоялась российская премьера сочинения Щедрина "Балалаечка-минорочка". Его жанр композитор определил как "романс в народном стиле". Это виртуозное произведение стало одной из вершин этого редкого жанра. Вспомнился замечательный опыт этого плана: концерт для голоса с оркестром, созданный Р. Глиэром для выдающейся певицы своего времени Деборы Пантофель-Нечецкой… Казалось, что романс Щедрина тоже предназначен для голоса прекрасной певицы Екатерины Сергеевой (меццо-сопрано). Лауреат международных конкурсов Екатерина Сергеева спела многие партии в операх Щедрина, и настолько великолепно владеет его стилем, что можно сказать, что её голос - это "щедринский" голос, как например, бывают вагнеровские голоса. А этот романс Щедрина был уникальным открытием для гостей фестиваля как в композиторском, так и в исполнительском плане. На концерте присутствовало также много молодых музыкантов, для которых сочинения Щедрина являются большим опытом для собственного творчества.

Мариинский театр подтверждает свой статус Дома Щедрина, как и дома Петипа, Чайковского, Стравинского, да и всех великих музыкантов. И фестиваль этого года закончился балетом Щедрина "Конёк-горбунок", великой русской сказки для детей и взрослых.

В течение фестиваля работали также все малые залы театра, в которых проходили концерты, лекции и детские спектакли.

Ещё один очень важный параметр фестиваля - это гастроли. Помимо выступления зарубежных звёзд на Мариинскую сцену приезжали и труппы её филиалов. Так на сцене концертного зала музыкальный театр из Владикавказа представил свою премьеру - балет "Портрет Дориана Грея". Показывает свои спектакли и Театр оперы и балета из Владивостока. Здесь приятно отметить, что в Японии создаются специальные туристские туры во Владивосток для посещения спектаклей филиала Мариинского театра. Фестиваль закончился, но звёзды Мариинки продолжают сверкать в магической ауре Петербурга.

Так сезон 2017-2018 гг. завершается спектаклями оперы Дж. Верди "Травиата" - одной из любимейших опер меломанов.

И мощнейший аккорд финала сезона прозвучал в концертном зале "Мариинский" выступлением Китайского филармонического оркестра. Любители музыки с азартным, затаённым чувством интереса ждали этого концерта и были вознаграждены.

Программа концерта включала в себя знаменитую пекинскую оперу "Опьяневшая наложница" Цзоу Е, являющуюся национальным достоянием китайской культуры, так же как и спектакли театра Кабуки в Японии. Согласно особому синтетическому жанру этого произведения, опера включает в себя помимо пения инструментальную музыку, поэзию и танец. Знаменитая пекинская опера идёт обычно в сопровождении традиционных китайских инструментов. Но известный китайский композитор Цзоу Е, композитор-резидент китайского филармонического оркестра, сделал свою редакцию китайской "Наложницы" для симфонического оркестра. В этой редакции опера прозвучала и на концерте в Петербурге.

Солистка Пекинской оперы И Ван - певица и актриса уникального таланта. Одетая в фантастически живописный национальный костюм, она проявила чудеса вокального и пластического искусства, создав яркий, экзотический образ знаменитого национального персонажа, ставшего достоянием мировой культуры.

Самых высоких похвал достойно искусство скрипачки Паломы Со Чань. В её исполнении прозвучал концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64, Феликса Мендельсона. Лауреат международных конкурсов Со Чань обладает виртуозной техникой и огромной амплитудой живописной палитры своего инструмента. И концерт Мендельсона прозвучал исполненный романтики и изысканного, светлого отношения к жизни, свойственного творчеству Мендельсона.

Лонг Ю - художественный руководитель и главный дирижёр Китайского филармонического оркестра, музыкант экстра-класса, владеющий всеми тайнами не только возможностей оркестра в целом, но и каждого его инструмента. И симфония № 5 ре минор, соч. 47, Дмитрия Шостаковича была исполнена вдохновенно, с буквально филигранной виртуозностью и глубоким пониманием тревожных чувств композитора. В течение всего исполнения дирижёр сохранял внутренне напряжение эмоций этого вдохновенного, многопланового произведения.

Концерт прошёл с большим успехом и сопровождался бурными овациями восторженной публики.

Сезон 2017-2018 гг. в Мариинском театре завершён. Но после небольшого отпуска его многоликая жизнь искусства снова закипит на всех его сценах…

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров