|
|
На сцене Александринского театра состоялся грандиозный спектакль-концерт,
посвящённый славному юбилею всемирно знаменитого Театра балета Бориса
Эйфмана (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
культуры "Академический театр балета Бориса Эйфмана").
На концерте с приветственной речью к юбиляру выступили губернатор
города Г. С. Полтавченко и представитель администрации президента.
Этот спектакль-концерт является практически завершением юбилейных
торжеств, проходивших в течение 2017 года. Театр гастролировал в
Северной Америке, где хорошо знают и ценят творчество Бориса Эйфмана.
Достаточно вспомнить, что именно его пригласили в Нью-Йорк на 100-летеие
со дня рождения Джорджа Баланчина для постановки спектакля в память
великого балетмейстера, который получил высокую оценку критики,
в частности газеты The New York Times.
Огромный успех ждал Эйфмана и на другом конце планеты, когда труппа
выступала в Пекине и Шанхае, где балетное искусство высоко ценится
и находится на очень высоком уровне. И далее - города Европы, ближнего
зарубежья и, конечно, всей России. Театр Эйфмана выполняет свою
высокую миссию, знакомя максимальное количество любителей балета
всего мира со своими замечательными спектаклями.
И вот Петербург, финальный аккорд юбилейных торжеств. С чувством
глубокой благодарности и признательности гости юбилея приветствовали
вышедших на сцену Александринского театра артистов разных поколений,
участвовавших в формировании театра со дня его основания. Их было
много. Они были счастливы. И из далеких дней воспоминаний восторженно
присоединились к сегодняшнему дню. Среди них были легендарные имена:
Алла Осипенко, Джон Марковский, Валерий Михайловский, Альберт Галичанин
и многие другие, сменявшие друг друга в течение этих сорока лет.
(Увы, балетный век артиста непродолжителен). На спектакле были педагоги,
репетиторы и представители других служб театра. Это было грандиозное
действо творческой и человеческой жизни во времени. И казалось,
что на театр, подобно эмоциональному девятому валу, нахлынула огромная
волна разноречивых воспоминаний, восторгов и слез. Эти яркие вспышки
памяти озаряли сцену и зрительный зал.
Театр балета Бориса Эйфмана был создан в 1977 году. С тех пор было
пройдено много дорог и прожито много разноречивых эмоций. Творческий
путь Эйфмана не всегда был усыпан розами. Официальные лица, не понимая
его таланта, обвиняли хореографа в "диссидентстве", и
даже раздавались голоса о закрытии его театра. Создавали препятствия
его выдающимся артистам Ирине Якобсон и Алле Осипенко, не позволяя
принимать их на работу. Но обладающий высоким гражданским чувством
и хранящим человеческое достоинство, Эйфман всю ответственность
брал на себя за что, конечно, приходилось "расплачиваться".
Работа была трудной. Долго не было своего репетиционного зала. Артистам
приходилось, перекусив на ходу, переезжать с одного конца города
на другой. Всё поддерживал энтузиазм и творческий огонь Бориса Эйфмана.
Эйфман - очень одарённый и высокопрофессиональный хореограф. Его
дипломным спектаклем стал балет "Гаянэ" на музыку А. Хачатуряна
на сцене МАЛЕГОТа, который сразу обратил на себя внимание хореографической
общественности. К. М. Сергеев пригласил его на работу в АРБ им.
А. Я. Вагановой. Рядом с таким мастером Эйфман приобрел фундаментальные
знания в области высокого классического танца и знание традиций
великого русского балета.
И вот он создал собственную труппу, которая первоначально называлась
"Ленинградский новый балет". Труппа задумывалась как авторский
театр одного хореографа-режиссера. И, жаждующий создать новое современное
направление в искусстве и новый хореографический язык, Эйфман с
большим энтузиазмом, вопреки всем трудностям, окунулся в работу.
Уже первые постановки "Двухголосие" и "Бумеранг"
заставили говорить о новом направлении в балетном театре. В молодую
труппу пришли ярчайшие звёзды балета Алла Осипенко и Джон Марковский.
Вскоре к ним присоединился Валерий Михайловский, танцовщик с экстравагантным
актерским талантом. В то же время и у Эйфмана проявилась его главная
тенденция в творчестве - стремление к психологическому балету, желание
показать "бремя страстей человеческих" во всех их необъяснимых
противоречиях. И любители балета до сих пор вспоминают его балет
"Идиот" по роману Ф. М. Достоевского на музыку симфонии
№ 6 П. И. Чайковского. Психологически утончённый князь Мышкин в
исполнении В. Михайловского и эмоционально страстная Настасья Филипповна
в исполнении Аллы Осипенко по праву могут войти в историю исполнительского
балетного искусства. Это были истинные шедевры. Большой популярностью
пользовался во всем мире балет "Красная Жизель" о жизни
легендарной балерины Ольги Спесивцевой. Затем последовали абсолютно
разные по тематике и виртуозные по стилистике "Безумный день,
или Женитьба Фигаро", "Поединок", "Двенадцатая
ночь", "Легенда", "Мастер и Маргарита",
"Убийцы", "Up & Down" и психологические,
виртуозные сочинения по мотивам великих произведений мировой литературы
и драматургии: "По ту строну греха", "Анна Каренина",
"Евгений Онегин", "Чайка", "Трамвай желание".
Особое внимание привлекли образы П. И. Чайковского в балете "Чайковский.
PRO et CONTRA" и императора Павла I в балете "Русский
Гамлет". Почти на всех континентах планеты побывали эти прославленные
спектакли. Таково прошлое театра, триумфально живущего в настоящем.
На юбилейном спектакле театр начал с демонстрации своего будущего,
которое очень успешно утвердило себя в настоящем. Это - ученики
Академии танца Бориса Эйфмана, основанной в 2013 году правительством
Санкт-Петербурга по инициативе Бориса Эйфмана, для которой было
выстроено прекрасно оборудованное, современное, комфортное здание.
В основе обучения в созданной им школе Эйфман заложил инновационные
принципы, согласно которым выпускники школы должны стать всесторонне
подготовленными, универсальными танцовщиками-актерами, владеющими
классическим и современным танцем, виртуозным актерским мастерством,
акробатикой, разносторонней культурой. Они в будущем и должны стать
основным составом Театра Бориса Эйфмана.
И сегодня в первом отделении спектакля-концерта они уже продемонстрировали
свое мастерство, как в специально сочиненных для них танцах, так
и в произведениях Бориса Эйфмана.
И здесь выходит ещё одна важная составляющая сложной, балетной структуры
Бориса Эйфман: мастерство хореографа, педагога и репетитора.
К сожалению, балетный век очень короткий, поэтому по окончанию его
танцовщики, имеющие необходимые данные, становятся педагогами и
репетиторами. И здесь важно то, что люди этих профессий для работы
в Театре Эйфмана подготовляются внутри этого театра и знают его
специфику.
В Академии и труппе театра условно существует также лаборатория
молодых хореографов из танцовщиков и педагогов театра, которые могут
попробовать свои силы в мастерстве хореографа. И в случае удачи
их произведения исполняются танцовщиками труппы и учащимися Академии.
Таким образом, хореографы нового поколения постоянно воспитываются
внутри структуры Бориса Эйфмана.
Так нынешний премьер труппы театра Олег Габышев уже заявил себя
талантливым хореографом. И учащиеся Академии исполнили его графически
экспрессивный, виртуозный балет "Ритуал". А во втором
акте юбилейного спектакля состоялась премьера его балета "Метель"
на музыку Г. Свиридова и П. Чайковского. В основе сюжета лежит тема
судьбы и попытки человека противостоять ей. Однако, по мнению автора,
Рок настолько силён, что человек становится марионеткой в водовороте
его "метели" и склоняется перед её властью. Для выражения
этих эмоций Габышев находит интересный гибкий пластический язык,
в котором острые линии противоречий растворяются в беспорядочно
несущимся хаосе Судьбы. Спектакль был исполнен солистами труппы
Олегом Габышевым, Любовью Андреевой и Ильёй Осиповым. Балет "Метель"
- это первая премьера следующего периода жизни театра под названием
"Завтра".
Эйфман показал работы и других хореографов, формирующихся в его
театре. Это мистическое "Чёрное золото" К. Кейхеля, изящный,
воздушный "Вальс" в хореографии И. Кузнецовой, и поэтичные
"Дриады" Е. Кузьминой, парящие над пространством сцены
в своих белых туниках и невольно вызывающие в памяти образы знаменитого
белого балета.
В первом акте были представлены также фрагменты из балетов Эйфмана
"По ту сторону зла" и "Красная Жизель", в которых
с радостью ощущалось свежее пластическое дыхание балетной юности,
излучаемое учащимися Академии танца.
Во втором акте панорамой прошли фрагменты знаменитых балетов Эйфмана:
"Русский Гамлет", о тревожных перипетиях жизни императора
Павла I. Интересно отметить, что это была новая редакция спектакля,
который живет во времени и может видоизменяться с постоянным накоплением
жизненного опыта его автора. За ними последовали фрагменты из полюбившихся
публике балетов "Анна Каренина", "Евгений Онегин",
"UP & Down", "Дон Жуан, или Страсти по Мольеру".
В спектакле-концерте участвовали звёзды балетной труппы: Мария Абашева,
Любовь Андреева, Лилия Лищук, Дарья Резник, Олег Габышев, Сергей
Волобуев, Дмитрий Крылов, Олег Марков, Игорь Субботин, Дмитрий Фишер.
Но хотелось бы отметить и других танцовщиков труппы, мастерство
которой находится на высочайшем уровне. Это тот исключительный случай,
когда, виртуозно владея классикой, танцовщики так же виртуозно владеют
и необычными, сложными приёмами современного танца, необходимого
для хореографии Эйфмана. Но если завтра им придётся станцевать "Жизель"
или "Лебединое озеро" (а такие случаи уже бывали), они
это сделают с блеском. Многие из артистов труппы Эйфмана имеют почётные
звания, являются лауреатами международных конкурсов и лауреатами
премий "Золотая маска", "Золотой софит", премии
президента России и премии правительства Российской Федерации.
Сегодня перед Борисом Эйфмана открываются новые перспективы творчества.
Хореограф-мыслитель, хореограф-философ, хореограф-режиссер, Эйфман
виртуозно владеет всеми возможным богатством танцевальной выразительности.
Постигший величие мировой литературы и создавший по её мотивам интереснейшие
хореографические версии, Мастер продолжает изучение и изучение мироздания.
Его волнуют проблемы добра и зла, проблемы самопожертвования и грехопадения,
тайны творческого процесса.
Сегодня мир находится в крайне сложном состоянии и это тоже волнует
выдающегося Мастера, что, безусловно, найдёт своё отражение в его
будущих спектаклях. Хотелось бы, чтобы новые премьеры Бориса Эйфмана
появились в будущем Дворце танца, который станет центром мировой
танцевальной культуры.
|
|