- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 1(64)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская

ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ ЛИКИ РОДИОНА ЩЕДРИНА

К 85-летию со дня рождения композитора

 
 
 

Международный зимний фестиваль "Площадь Искусств" всегда является ценным подарком для любителей музыки. Так стало и в этот раз. Разнообразие изысканных программ XVIII фестиваля финишировало праздничным концертом в честь выдающегося композитора Родиона Щедрина, творческая жизнь которого всегда была тесно связана с Санкт-Петербургской филармонией имени Д. Д. Шостаковича.
Композитора приветствовал губернатор города Г. С. Полтавченко и выдающиеся дирижёры современности Юрий Темирканов и Николай Алексеев, которые вместе с заслуженным коллективом России, академическим симфоническим оркестром филармонии, вдохновенно исполнив замечательные сочинения Щедрина, преподнесли юбиляру свой экстраординарный музыкальный подарок.
В концерте приняли участие также блистательные музыканты Олеся Петрова (меццо-сопрано), Александр Бузлов (виолончель) и Д. Клеменок (литавры).
Творчество Родиона Щедрина исключительно многообразно по своим жанрам и всегда отличается изысканной виртуозной стилистикой. Творческая же природа композитора адекватна его человеческой природе, которая воистину впитала в себя всё музыкальное мироздание. И этот необыкновенный музыкант, музыкальный философ, музыкальный аристократ, музыкальный сказитель и музыкальный эксцентрик может выразить своё мироощущение со всей полнотой звучащей вселенной.
Он обучался в хоровом училище, и виртуозно владеет всеми тайнами хорового искусства. Вообще, понятие "виртуозность" свойственна всем аспектам его творчества. В Московской консерватории им. П. И. Чайковского он обучался по двум специальностям. Ученик Якова Флиера по классу фортепиано он стал блистательным виртуозным пианистом, что, безусловно, сказалось на его фортепианных произведениях. Ученик Юрия Шапорина по классу композиции он блестяще развил свой талант в этой области и сегодня его называют современным классиком. Что же касается палитры его оркестра, то она просто завораживает своей звуковой живописностью. От матери-земли он впитал всё многообразие её богатого фольклора.
Будучи внуком священника, он всегда был глубоко верующим человеком и чтил священные обряды христианской церкви, что тоже сказалось на его творчестве.
Программа юбилейного концерта являла собой тоже жанровое и стилистическое богатство. Свои своеобразные "характерные" симфонии Щедрин называет концертами.

- "Старинная музыка российских провинциальных цирков", концерт № 3 для большого симфонического оркестра соч. 76 (1989).

Можно полагать, что композитор погружается в постоянно живущие в нём детские воспоминания и эта цирковая музыкальная эксцентрика любовно согревает его душу. Он прошёл по хорошо знакомой ему российской провинции дорогами чеховской Каштанки. Эти скромные бродячие цирки полны очарования и скрытой грусти. Их трогательные музыкально-живописные образы мелькают перед глазами. В этой огромной симфонии звучали образы всех видов провинциальных российских цирков. Можно полагать, как понравилась бы эта музыка режиссеру Федерико Феллини, несказанному певцу бродячих цирков.

- "Озорные частушки", концерт № 1 для оркестра (1963).

Разносторонние знания фольклора позволили Щедрину оригинально использовать его в своём творчестве. В большую симфоническую фреску причудливо и в тоже время элегантно вплетаются фольклорные мелодии и ритмы, живописно оркестрованные шутки, прибаутки, смешные пародии и игровые мотивы.

- Parabola concertante" для виолончели, струнного оркестра и литавр (2001)

Это оригинальное произведение было посвящено Мстиславу Ростроповичу, давшему ему высокую оценку. Свою своеобразную музыкальную притчу Щедрин сравнивал с повестью Н. Лескова "Очарованный странник", где слышалась исповедь монаха Валаамского монастыря. (Вскоре Щедрин сочинил и оперу на эту тему). А в этом сочинении изысканная оркестровая партитура гармонично сочеталась с бархатным звуком виолончели и звуком литавр.

- "Не только любовь" - сюита из оперы, соч. 28 (1964).
Это - лирические музыкальные страницы о любви и не только…
- "Два танго Альбениса" для оркестра, соч. 96 (1991; 1996).

От фольклора гармоники и балалайки композитор переходит к томным ритмам романтического танго с его плавно текущими мелодиями. Это произведение являет собой своеобразное посвящение Альбенису, выдающемуся композитору прошлого. И в этих звуках пылкое воображение могло бы увидеть волшебно мелькающий силуэт супруги Родиона Щедрина, незабвенной Майи Плисецкой.

Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Санкт-Петербургская Филармония
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров