- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 1(64)

 

ПРЕМЕЬЕРЫ

 

Светлана Сливинская

МЕТАМОРФОЗЫ БАЛЕТА "ДОН КИХОТ"

 

 
 
 

В Петербурге очень сильны балетные традиции. И балет "Дон Кихот" не исключение. Он имеет давнюю историю. С момента постановки М. Петипа и А. Горского к нему вольно и невольно прикасались руки многих "редакторов", а в наши дни нередко сложные вариации попросту приспосабливаются под возможности исполнителей, теряя тем самым свой оригинальный текст. Эти "отредактированные" фрагменты закрепляются, далее редактируются другими, в результате чего получается совсем другое произведение, которое пытаются выдавать за оригинал. Сам же оригинал постепенно исчезает. И так как балетное произведение не имеет четкой системы записи, его оригинал утрачивается. По этому поводу ведётся много дискуссий, которые не дали до сих пор результатов. И так называемая "аутентичность" балетных спектаклей - просто миф.
За последнее время и в театрах Петербурга, и в других городах России появилась тенденция к обновлению или новой постановке знаменитых классических спектаклей. Наверное, то, что осталось от наследия Петипа, следовало бы оставить в покое, - не обновлять и не подновлять его. Однако любая труппа отстаивает своё право на собственное видение знаменитых спектаклей прошлого.
Своё видение есть, конечно же, у каждого хореографа, но видение - не предусматривает изменение текста оригинала. Однако в своем видении современные постановщики к тексту Петипа прибавляют собственный. И это уже стало закономерностью.
Балетная труппа имени Леонида Якобсона - труппа хорошо отрепетированная, высокопрофессиональная и обладающая сильным составом танцовщиков, решила поставить собственного "Дон Кихота" на музыку Л. Минкуса и пригласила для этой цели хореографа Йохана Кобборга. Кобборг хорошо известен в России. Премьер датского королевского балета, этот блистательный танцовщик и знаток классического танца выступал на лучших балетных сценах мира, в том числе в Большом и в Мариинском театрах. В данное время он известен в мире и как одарённый хореограф, который и с большим энтузиазмом осуществил постановку балета "Дон Кихот" Минкуса в Петербурге.

Йохан Кобборг


Сохранив знаменитые фрагменты, вариации и па-де-де последнего акта, хореограф переделал сценарий, создал свой зрительный образ спектакля. Он ввел в спектакль персонаж самого Сервантеса, который в своём кабинете пребывает в "муках творчества", ищет своих персонажей, формирует их характеры. Вдохновение то покидает его, то снова заключает в свои объятия. И на сцене - своеобразная интроспекция вовнутрь художественного творчества писателя. В конце спектакля зрителя снова возвращают в кабинет Сервантеса, когда произведение уже завершено и начало свою триумфальную жизнь в веках. Получилась своеобразная рамка, внутри которой разворачивается действие балета.
Художник-постановщик спектакля Жером Каплан тоже заглянул в далёкую историю, чтобы найти в ней ходы для своей современной постановки. Он взял знаменитые гравюры Гюстава Доре к роману "Дон Кихот", и они стали для него истинным вдохновением. Зрительный образ его спектакля являет собой живописный горный пейзаж. Ведь жизнь Дон Кихота - это бесконечная дорога, на поворотах которой странствующий рыцарь останавливается на отдых, знакомится с обитающими там персонажами и видит свои фантастические сны. В небольшой придорожной таверне в своих хитроумных играх резвятся Базиль, Китри и Эспада, приглашая Дон Кихота и Санчо Панса присоединиться к ним. Наполненные испанским юмором эти изящные хореографические игры в исполнении Аллы Бочаровой (Китри), Андрея Сорокина и Кимина Кима (Базиль), Эспады (Андрея Гудыма) и их окружения блещут яркой, солнечной жизнерадостностью. Барселонская площадь, на которой происходит действие первого акта в спектакле Кобборга, не была большой и просторной, к которой привыкли зрители в спектакле Мариинского театра. Она была более камерная, что вполне обоснованно в данном спектакле. А в самих жестах Дон Кихота просматривается рисунок его богатой фантазии. Странствующий рыцарь попадает в табор свободолюбивых цыган и вскоре засыпает, где ему сняться диковинные сны, наполненные его фантазиями, в которых танцуют сказочные персонажи.
На высоком уровне был весь исполнительский состав. С особым блеском в партии Базиля выступил Кимин Ким, всегда поражающий своим фантастическим и очень изысканным мастерством. В то же время очень интересным, актёрски виртуозным и зажигательным является и Базиль Андрея Сорокина. Замечательна Китри в исполнении Аллы Бочаровой. Обладательница отличной техники и обаянием, она создаёт очаровательной образ испанки, которая настолько жизнерадостна, что кажется, что она буквально проглотила луч солнца. Живописны, как будто сошедшие со старинных гравюр, Дон Кихот (Сергей Давыдов) и Санчо Панса (Леонид Храпунский). Замечательно отрепетированы все классические и характерные танцы.
Всё убранство спектакля в целом получилось графически стройным и по сказочному нарядным.
Этот яркий, самобытный спектакль, вдохновлённый хореографическими мотивами Мариуса Петипа, создан в преддверии 200-летнего юбилея великого Мастера.

Сцена из балета "Дон Кихот"
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров