|
|
В Петербурге очень сильны балетные традиции. И балет "Дон
Кихот" не исключение. Он имеет давнюю историю. С момента постановки
М. Петипа и А. Горского к нему вольно и невольно прикасались руки
многих "редакторов", а в наши дни нередко сложные вариации
попросту приспосабливаются под возможности исполнителей, теряя тем
самым свой оригинальный текст. Эти "отредактированные"
фрагменты закрепляются, далее редактируются другими, в результате
чего получается совсем другое произведение, которое пытаются выдавать
за оригинал. Сам же оригинал постепенно исчезает. И так как балетное
произведение не имеет четкой системы записи, его оригинал утрачивается.
По этому поводу ведётся много дискуссий, которые не дали до сих
пор результатов. И так называемая "аутентичность" балетных
спектаклей - просто миф.
За последнее время и в театрах Петербурга, и в других городах России
появилась тенденция к обновлению или новой постановке знаменитых
классических спектаклей. Наверное, то, что осталось от наследия
Петипа, следовало бы оставить в покое, - не обновлять и не подновлять
его. Однако любая труппа отстаивает своё право на собственное видение
знаменитых спектаклей прошлого.
Своё видение есть, конечно же, у каждого хореографа, но видение
- не предусматривает изменение текста оригинала. Однако в своем
видении современные постановщики к тексту Петипа прибавляют собственный.
И это уже стало закономерностью.
Балетная труппа имени Леонида Якобсона - труппа хорошо отрепетированная,
высокопрофессиональная и обладающая сильным составом танцовщиков,
решила поставить собственного "Дон Кихота" на музыку Л.
Минкуса и пригласила для этой цели хореографа Йохана Кобборга. Кобборг
хорошо известен в России. Премьер датского королевского балета,
этот блистательный танцовщик и знаток классического танца выступал
на лучших балетных сценах мира, в том числе в Большом и в Мариинском
театрах. В данное время он известен в мире и как одарённый хореограф,
который и с большим энтузиазмом осуществил постановку балета "Дон
Кихот" Минкуса в Петербурге.
Сохранив знаменитые фрагменты, вариации и па-де-де последнего акта,
хореограф переделал сценарий, создал свой зрительный образ спектакля.
Он ввел в спектакль персонаж самого Сервантеса, который в своём
кабинете пребывает в "муках творчества", ищет своих персонажей,
формирует их характеры. Вдохновение то покидает его, то снова заключает
в свои объятия. И на сцене - своеобразная интроспекция вовнутрь
художественного творчества писателя. В конце спектакля зрителя снова
возвращают в кабинет Сервантеса, когда произведение уже завершено
и начало свою триумфальную жизнь в веках. Получилась своеобразная
рамка, внутри которой разворачивается действие балета.
Художник-постановщик спектакля Жером Каплан тоже заглянул в далёкую
историю, чтобы найти в ней ходы для своей современной постановки.
Он взял знаменитые гравюры Гюстава Доре к роману "Дон Кихот",
и они стали для него истинным вдохновением. Зрительный образ его
спектакля являет собой живописный горный пейзаж. Ведь жизнь Дон
Кихота - это бесконечная дорога, на поворотах которой странствующий
рыцарь останавливается на отдых, знакомится с обитающими там персонажами
и видит свои фантастические сны. В небольшой придорожной таверне
в своих хитроумных играх резвятся Базиль, Китри и Эспада, приглашая
Дон Кихота и Санчо Панса присоединиться к ним. Наполненные испанским
юмором эти изящные хореографические игры в исполнении Аллы Бочаровой
(Китри), Андрея Сорокина и Кимина Кима (Базиль), Эспады (Андрея
Гудыма) и их окружения блещут яркой, солнечной жизнерадостностью.
Барселонская площадь, на которой происходит действие первого акта
в спектакле Кобборга, не была большой и просторной, к которой привыкли
зрители в спектакле Мариинского театра. Она была более камерная,
что вполне обоснованно в данном спектакле. А в самих жестах Дон
Кихота просматривается рисунок его богатой фантазии. Странствующий
рыцарь попадает в табор свободолюбивых цыган и вскоре засыпает,
где ему сняться диковинные сны, наполненные его фантазиями, в которых
танцуют сказочные персонажи.
На высоком уровне был весь исполнительский состав. С особым блеском
в партии Базиля выступил Кимин Ким, всегда поражающий своим фантастическим
и очень изысканным мастерством. В то же время очень интересным,
актёрски виртуозным и зажигательным является и Базиль Андрея Сорокина.
Замечательна Китри в исполнении Аллы Бочаровой. Обладательница отличной
техники и обаянием, она создаёт очаровательной образ испанки, которая
настолько жизнерадостна, что кажется, что она буквально проглотила
луч солнца. Живописны, как будто сошедшие со старинных гравюр, Дон
Кихот (Сергей Давыдов) и Санчо Панса (Леонид Храпунский). Замечательно
отрепетированы все классические и характерные танцы.
Всё убранство спектакля в целом получилось графически стройным и
по сказочному нарядным.
Этот яркий, самобытный спектакль, вдохновлённый хореографическими
мотивами Мариуса Петипа, создан в преддверии 200-летнего юбилея
великого Мастера.
|
Сцена из балета "Дон Кихот"
|
|
|