|
|
Прима-балерине Мариинского театра Жанне Исмаиловне Аюповой - 50.
И ещё раз, уже бесконечное количество раз, приходится говорить,
как быстро летит время, несправедливо быстро, не давая зафиксировать
взгляд на замечательных явлениях. Жанна сегодня не порхает и не
кружится на сцене. Она - художественный руководитель АРБ им. А.
Я. Вагановой и "летает" в поисках талантливых детей для
продолжения жизни великого русского балета. А это дело поистине
исполинское…
А, кажется, только что сама Жанна, юная Сильфида летала по залам
и коридорам знаменитой школы. Да и сейчас порой она выглядит как
девочка… и смешивается с порхающей стайкой старших учениц.
Жанна Аюпова родилась в Петрозаводске. Как и многие девочки, любила
танец и поступила на профессиональную учёбу. Её заметили рано. Девочка
обладала редким сочетанием данных: способностью к быстрому освоению
профессиональной техники, хорошим апломбом, лёгкими прыжками, полётностью
и каким-то особым, деликатным артистизмом. Вспоминается одна знаменитая
балетная история; о том, как Ваганова пришла в восхищение, когда
впервые ещё девочкой увидела знаменитую Марину Тимофеевну Семёнову,
затем ставшей звездой её первого выпуска и украшением мировой балетной
сцены. Жанне тоже повезло. Её увидела Нинель Кургапкина, звезда
Мариинского (Кировского) театра и взяла класс, в котором училась
Жанна. Кургапкина, обладавшая сама блистательным мастерством, имела
зоркий глаз и не обманулась в своих надеждах. И Жанна с лихвой оправдала
их.
Как и положено, по традиции Академии, Жанна выступала в школьном
"Щелкунчике", где была очаровательной Машей, очень искренней
и доверчивой, мечтательной и доброй. Она едва входила в царствие
своей мечты, где обитало ещё не совсем понятное ей чувство любви.
В заснеженном волшебном лесу под эхо детских голосов и вальса снежинок
юная принцесса восторженно грезила о сказочном счастье. Это счастье
начинало расцветать под аккомпанемент розового вальса в волшебном
Конфитюренберге, где персонажи из разных стран несли ей свои подарки
в виде индусского, русского, испанского, китайского танцев. И её
собственный дуэт с принцем Щелкунчиком напоминал нежную розу, лепестки
которой постепенно распускались в изящных хореографических движениях.
Впереди для замечательной балерины был театр. У Жанны было крайне
редкое сочетание данных - виртуозной техники и невесомой полётности.
С одинаковым блеском она создавала столь противоположные образы
как Сильфида и Одиллия. Балерина была способна делать головокружительные
туры и неподвижно зависать в воздухе в долгом хореографическом легато.
Нинель Кургапкина праздновала победу вместе со своей ученицей, которая
успешно принимала участие в международных конкурсах.
Жанна выступала в балете "Наяда и рыбак" Ц. Пуни, где
предстала изящным фантастическим существом с томными певучими арабесками,
чёткой пальцевой техникой, как журчание водных струй, и мистическими
жестами рук, зовущими в нереальный мир.
В творческой ауре Жанны Аюповой был, безусловно, и знаменитый балет
"Жизель" А. Адана. В первом акте юная Жизель Аюповой была
доверчивой и бесконечно искренней в своей расцветающей любви. Она
нежно улыбалась Альберту, и эта улыбка ещё неведомого счастья, казалось,
светилась даже в пластике её вариации, в каждом жесте, направленном
любимому. Поэтому столь отчаянной была сцена сумасшествия. Все движения
Жанны были как бы разорваны и принимали резкие экспрессивные линии.
Во втором акте Жизель-вилиса Аюповой буквально парила в пространстве
сцены. Её лёгкие воздушные прыжки и тающие арабески дышали нежной
поэтичностью. В дуэте с Альбертом, казалось, что именно здесь, в
другом мире, истинная любовь защитит её нежную душу от холодной
мстительности вилис.
"Лебединое озеро" Аюповой было большой удачей балерины.
Ей одинаково успешно удались белый и чёрный лебедь. Напевная, страдающая,
жаждущая спасения Одетта в своей вариации и в знаменитом белом адажио
воспевала свои затаённые желания свободы и любви. А образ любви
у Аюповой всегда очень трепетный, деликатный и немного робкий. Она
как будто боится, что обретённое чудо вот-вот исчезнет.
Одиллия Жанны была игриво виртуозной. Балерина позволила насладиться
своим замечательным мастерством: легкостью прыжков, точностью па
де бурре, искромётность фуэте, обольстительной улыбкой, завораживающей
не только принца, но и всё окружение сцены и зрительного зала.
Партия принцессы Авроры в исполнении Аюповой тоже принадлежит к
лучшим страницам исполнительского искусства этой роли. В сцене своего
совершеннолетия она в чём-то перекликается с Машей в "Щелкунчике".
Её нежно розовое счастье светилось в изяществе вариаций, искренней
улыбке и приветливости её жестов. Принцесса утренней зари улыбалась
миру. В сцене видения принцу в царстве нереид под всемогущественным
покровительством благоуханной феи Сирени она напоминала лёгкую тень
предвечернего заката. А в свадебном дуэте эта была истинная алмазная
россыпь виртуозного танца в ауре обретённого счастья.
Совершенно обворожительной была Аюпова в роли принцессы Флорины
в дуэте с Голубой птицей. Её рафинированная пальцевая техника напоминала
щебетание загадочной птицы. А её лёгкие, трепетные арабески звали
к полёту в лазурные небеса.
"Сильфида" для Жанны - это та атмосфера, в которой её
искусство воистину дышит полной грудью. Это - сама красота, это
полёт мечты, это образ того, о чём мечтают все люди на земле и в
тоже время это была лёгкая грусть, тоска этого прекрасного, эфемерного
существа по обыкновенному человеческому счастью, что делало Сильфиду
Аюповой особенно трогательной.
Этот балет Жанна Аюпова танцевала с Рудольфом Нуреевым, который
после долгой разлуки с родной сценой, смог снова выступить на ней.
Он очень высоко оценил искусство Жанны Аюповой.
Аюпова очень успешно занимается репетиторской работой. Деликатный
и доброжелательный человек она с большой любовью передаёт своё мастерство
новым поколениям.
У Жанны два сына. Младший в этом году заканчивает первый класс АРБ
и очень любит танец. Создаётся своеобразная династия. А сама Жанна
Исмаиловна на посту художественного руководителя АРБ им. А. Я. Вагановой
приносит много пользы любимому балету в обучении будущих поколений.
|
Аврора - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
|
|
Наяда - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
|
|
Сильфида - Ж. Аюпова. Фото: Юлия Ларионова
|
|
|