- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 1(60)

 

ЛЕГЕНДЫ БАЛЕТА

 

Светлана Сливинская

ЛЕГЕНДА ОБ ИРИНЕ ГЕНСЛЕР

 

 
 
 

Когда сегодня любители балета вспоминают на сцене Мариинского театра огненную, эмоциональную, бесконечно волнующую и безупречно совершенную в танце Ирину Георгиевну Генслер в их глазах появляется грусть, что выступления этой выдающейся артистки стали уже историей. Правда, киноплёнка сохранила нам кое-что из её танцев, и в памяти возникают пропитанные музыкой томные линии её тела, движущиеся в ритме виртуозной хореографической мелодии.
Характерный танец на уровне высокого искусства всегда являлся частью балетных шедевров русской сцены. Он, как правило, присутствовал в балетах Мариуса Петипа, бывшего большим мастером характерного танца. Достаточно вспомнить его "Лебединое озеро", "Раймонду", "Корсар" и т.д. А прекрасное танцевальное образование, полученное в Академии Русского балета, позволяло артистам стать также настоящими виртуозами танца характерного.
Ирина Генслер - ученица Агриппины Яковлевны Вагановой, а отсюда, как хочется сказать, и всё остальное. К тому же блистательный талант, работоспособность и бесконечная любовь к танцу способствовали развитию её искусства.
Генслер танцевала весь характерный репертуар в балетах и операх, была первой исполнительницей многих партий, работала с хореографами при постановке новых балетов.
Искусство Ирины Георгиевны Генслер - одна из самых ярких страниц истории Кировского (Мариинского) театра. И кто хоть раз видел её на сцене в какой-нибудь роли, навсегда запоминал замечательный танцевальный образ. И даже фотографии прошлых лет кажутся живыми и показывают полную самоотдачу танцу. Каждый стоп-кадр предельно выразителен.
Ирина Генслер, насколько себя помнит, всегда любила танцевать. Участвовала в школьной самодеятельности, в хореографическом кружке Дворца пионеров, где многие знаменитые артисты проводили свою детскую творческую жизнь. Потом талантливая девочка поступила в Ленинградское хореографическое училище.
Войну Ира встретила в осаждённом городе и вслед за Кировским театром вместе с училищем отправилась в Пермь (тогда Молотов) в эвакуацию. Все тяготы военной жизни девочка познала на собственном опыте. Но любовь к танцу, который был панацей от всех бед и упорный характер во всём приходили на помощь.
И этот характер вкупе с безукоризненной человеческой честностью приходил ей на помощь в самых трудных жизненных ситуациях.
Ещё в училище, занимаясь у А. Я. Вагановой, Генслер активно посещала класс характерного танца Игоря Бельского, прекрасного характерного танцовщика и талантливого хореографа. Заметил юную танцовщицу гениальный балетмейстер Леонид Якобсон, с которым ей предстояло встретиться в недалёком будущем.
После окончания училища Ирина Генслер была принята в Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, где поначалу танцевала в кордебалете. Таково было правило театра. В кордебалет ставили даже самых талантливых танцовщиц и избежать этого удавалось в редчайших случаях. Генслер это ничуть не огорчало. Она любила танец с большой преданностью, и когда попадала в последний ряд кордебалета, была счастлива, ибо находилась в объятиях Его Величества Танца.
Но её прекрасная внешность, талант и эмоциональность привлекали к ней внимание профессионалов, и яркий свет юпитеров начинал вовлекать её в свою орбиту.
И сегодня, когда мы смотрим ретро на блистательное творчество Генслер, мы не будем рассматривать её роли в хронологическом порядке появления на сцене. Мы как бы возьмём из рук танцовщицы воображаемый веер, на котором эти роли нарисованы, и будем разглядывать их и очень близко, и на отдалении сквозь дымку времени.
Вот "Лебединое озеро" П. Чайковского/М. Петипа, главный балет мироздания, который в мире на слуху у всех, кто его даже никогда не видел. Пленительно-тревожные напевные линии Одетты, виртуозные, сверкающие подобно алмазу туров Одиллии. И вот между ними в сцене бала и тоже пластические, виртуозные и элегантные, врываются один за другим танцы характерные. И в ярком, буквально огненном испанском пламени, как из магического плаща Роттбарта, появляется блистательная и обольстительная Ирина Генслер в испанском танце.
Ирина Генслер поразительно музыкальна и ритмична. Каждый мускул её тела адекватно реагирует на музыку и превращает её в пластическую музыку танца. Виртуозно движущиеся воланы костюма она делает важной, выразительной гранью своего танца.
В другом спектакле в сцене бала Генслер органично станцевала венгерский танец, где все её жесты и пластические мелодии были пронизаны элегантными романтичными отзвуками чардаша. Затем следовала польская мазурка - танцевальный образ рафинированной польской шляхты, станцованной так, как будто Генслер была воспитана при дворе польских королей. Этот своеобразный хореографический триптих варьировался от спектакля к спектаклю, раскрашивая его в изысканные танцевальные тона разных национальных культур.
Затем яркими всполохами в памяти всплывает "Раймонда" А. Глазунова/М. Петипа. Здесь важно помнить о замечательной редакции этого балета К. М. Сергеевым, тончайшим знатоком стилистики Петипа. И поставленный им знаменитый "Панадерос", настолько гармонично сливается со структурой хореографии Петипа, что даже опытный взгляд не заметит руки другого мастера. В общей тональности Петипа исполняет этот танец и Ирина Генслер. Плавные, томные и в то же время страстные изгибы её тела и гордые повороты головы в быстром, чётком ритме создают чарующий образ воображаемой восточной сказки.
Все эти танцевальные образы изменялись от спектакля к спектаклю, совершенствовались с ходом времени. Любители балета специально ходили на спектакли с участием Генслер, которые были настоящим праздником.
Артистка быстро набирала разнообразный репертуар. Но в её памяти часто всплывали и образы её танцевального детства, которые она очень любила. Так старая театральная программка 1943 года сохранила её имя в трио, поставленном на музыку Ф. Шопена педагогом училища Л. Тюнтиной или участие в одноактном балета Л. Якобсона "Каменный гость" на музыку М. Глинки и Б. Асафьева. Это было давно. Но память хранит в своих глубинах эти драгоценные моменты, как и все спектакли с участием блистательных исполнителей, которые маленькая Ирина смотрела с театральной галёрки.
А в характерном танце в те годы буквально царствовала легендарная Нина Анисимова, бывшая не только экстраординарной танцовщицей, но и замечательным хореографом. И юная Генслер всегда восхищалась этой артисткой с её поистине живописным талантом с бесконечно богатыми хореографическими красками. Богато одарённая от природы, Генслер всегда восхищалась чужими талантами. С большой радостью работала она и с Ниной Анисимовой, ни в чём, однако её не копируя.
С восторгом и внутренним трепетом подходила она к ролям, исполненным Анисимовой. Так в легендарном балете "Пламя Парижа" Б. Асафьева/В. Вайнонена ей выпала удача станцевать роль баски Терезы. Предельно виртуозная, буквально огненная хореография Василия Вайнонена включала в себя весь многоцветный спектр танца от классического до характерного с уклоном требуемого для этого спектакля танцевального фольклора южных провинций Франции. Свободолюбивый, бунтарский характер Терезы нашёл своё выражение в эмоциональном, стихийном драматическом танце, где в каждом жесте проявлялась её одержимая страсть к свободе. И страсть эта со всеми её порывами безудержно пропевалась в знаменитом танце басков.
Образы и мизансцены этого балета справедливо сравнивали с картинами Эжена Делакруа. И вот встреча с Ниной Анисимовой-хореографом в роли Айши в её знаменитом балете "Гаянэ" на музыку А. Хачатуряна. Этот балет Анисимова начала ставить ещё в военные годы в Перми. Юная Ирина Генслер хорошо знала и любила этот спектакль, в котором было много армянского национального фольклора. Очень чувствительная к пониманию фольклора любых народов Генслер талантливо претворяла его в своей пластике. Её одарённое тело легко отзывалось на пластику любой сложности и специфики. И она замечательно создала образ современной армянской женщины, где национальное сочеталось с общечеловеческим.
Большой творческий контакт в театре был у неё с Игорем Бельским, который, будучи сам блистательным характерным танцовщиком, прекрасно чувствовал талант Генслер. И их дуэт стилистически и эмоционально всегда являл собой очень точную образную гармонию. Вообще проблема партнёрства на сцене необыкновенно сложна. Актеры должны найти точки соприкосновения во всех ракурсах, чтобы создать единое целое. В эпоху Генслер на сцене Кировского театра было много замечательных танцовщиков, обладающих богатой актёрской индивидуальностью. Генслер танцевала с А. Гриндиным, А. Кумысниковым, Н. Остальцовым, Р. Гербеком, К. Рассадиным, Ю. Потёмкиным, Р. Андреевым. Многие предпочитали её дуэты с И. Бельским и А. Гриндиным. Многим нравились её танцы с М. Останцовым. Как обычно, у каждого танцовщика даже в дуэтном танце находятся свои поклонники, но главное было в том, что с каждым своим партнёром Генслер находила нужные пластические краски, которые варьировались, всегда сохраняя гармонию и эмоциональный колорит.
Испанские танцы, часто встречающиеся и в классических и современных балетах, буквально красной нитью проходят через всё творчество Ирины Генслер. И в них всегда горело пламя, которое живописно варьировало свою яркость и эмоциональные всполохи. В них подсознательно ощущалась тема Кармен, тема свободной и гордой любви. Сама Ирина Георгиевна никогда не танцевала Кармен. Но тема Любви - это главная тема её жизни и творчества. Можно сказать, что Любовь управляет её жизнью, поэтому в каждой роли, если внимательно присмотреться к ней, можно ощущать глубинный мотив: "любовь свободно век кочует, законов всех она сильней". Вслед за испанским танцем в "Лебедином озере" П. Чайковского в памяти возникнет страстная Мерседес из "Дон Кихота" Л. Минкуса, элегантный, но проникнутый страстной негой испанский танец в "Щелкунчике" П. Чайковского. Она была экзотической испанской принцессой в "Золушке" С. Прокофьева/К. Сергеева. Стремительно проносилась в пламенном фламенко, и изящно отчеканивая виртуозный танец с констаньетами в "Лауренсии" А. Крейна/В. Чабукиани. И эхо звука констаньет тоже всегда слышались в её испанских образах. А её испанский звёздный час пробил в спектакле "Испанские миниатюры" в постановке Херардо Виано Гомес де Фонсеа. Её роль называлась просто Солистка, которая на протяжении шести разнохарактерных картин создавала ярчайший праздник испанского танца.
Согласно легендам и некоторым историческим изысканиям, цыгане являются выходцами из Испании. Эти вольные солнцепоклонники во всех уголках Земли несли в себе любовь и свободу. Их "очи чёрные" были популярны и в Петербурге. С ними можно было отдохнуть и отвести душу. Они кочевали по всей России. О них с любовью писал А. С. Пушкин. И какой прекрасной Земфирой могла бы стать Генслер, если бы был такой балет (С. Рахманинов написал только оперу).
Зато какие замечательные и разнообразные цыганские образы создала Ирина Генслер во многих балетах. Это была всевидящая мудрая цыганка в балете Б. Фенстера "Маскарад" (по мотивам Л. Ю. Лермонтова), зажигательный испанский танец в "Кармен" Ж. Бизе, загадочный цыганский танец в "Дон Кихоте" Л. Минкуса. И, наконец, многострунный, как будто отсвечивающий всеми уральскими самоцветами, образ Молодой цыганки в балете "Каменный цветок" С. Прокофьева/Ю. Григоровича.
Юрий Григорович, сам прекрасный характерный танцовщик, высоко ценил талант Ирины Генслер. Балет "Каменный цветок" повествовал об исконно русском таланте-самородке Данилы-мастера, творца милостью Божьей и диковинных персонажей, рождённых магическим Уралом, что по сей день так и не разгаданной до конца. Это была верная и преданная в своей любви девушка Катерина, фантастическая повелительница уральских гор - медной горы хозяйка и свободолюбивый образ молодой цыганки. В спектакле участвовали уникальные танцовщики Ирина Колпакова, Алла Осипенко, Анатолий Гриндин, Александр Грибов и Ирина Генслер. Образ персонажа создавался с учётом данных и характера самой танцовщицы, и на сцене появился персонаж, упоённый любовью и свободой, в котором была растворена страсть и мудрость самой природы. И в многоцветной пластике своих чувственных движений молодая цыганка Генслер как в едином порыве излагала всю свою жизнь. И этот образ восхитил многих, в том числе выдающегося хореографа Федора Лопухова.
Репертуар танцовщицы пополнялся в течение всей её творческой жизни. К. М. Сергеев в своём балете "Тропою грома" поручил ей роль Фанни, тёмнокожей девушки, очень доброй и в то же время гордой и смелой. В этой роли проявился также замечательный драматический талант Генслер.
Буквально огненными искрами была окрашена быстрая, испещрённая сложными зигзагообразными линиями, лезгинка в балете Олега Виноградова "Горянка" на музыку Марата Кажлаева.
И ещё много ярких, самобытных танцев и ролей украшали сцену родного театра и мира в исполнении Ирины Генслер: элегантная придворная дама в "Легенде о любви" Ю. Григоровича, изысканный краковяк в "Бахчисарайском фонтане"Б. Асафьева/ Р. Захарова, томный индусский танец в "Баядерке" М. Петипа, насыщенный восточными узорами, малайский танец в "Красном маке" Р. Глиэра/Ф. Лопухова, удалая русская пляска в "Медном всаднике" Р. Глиэра/Р. Захарова и диковато-удалая половецкая пленница в опере "Князь Игорь" А. Бородина ("Половецкие пляски").
Ирина Генслер всегда была замечательным педагогом, помимо родной школы она работала в Египте, Италии и других странах. Ей нравится передавать своё мастерство другим, и она всегда пользуется неизменной любовью всех учеников. В музее АРБ им. А. Я. Вагановой висит прекрасный портрет, написанный в полный рост, который можно назвать своеобразной эмоциональной эмблемой.
Ирина Георгиевна обладает прекрасной памятью, и хореографы часто приглашают её для реставрации восстанавливаемых балетов. И в этом плане она, безусловно, окажет театру очень большую услугу, как и в передаче своего мастерства молодым поколениям.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров