|
|
Когда сегодня любители балета вспоминают на сцене Мариинского театра
огненную, эмоциональную, бесконечно волнующую и безупречно совершенную
в танце Ирину Георгиевну Генслер в их глазах появляется грусть,
что выступления этой выдающейся артистки стали уже историей. Правда,
киноплёнка сохранила нам кое-что из её танцев, и в памяти возникают
пропитанные музыкой томные линии её тела, движущиеся в ритме виртуозной
хореографической мелодии.
Характерный танец на уровне высокого искусства всегда являлся частью
балетных шедевров русской сцены. Он, как правило, присутствовал
в балетах Мариуса Петипа, бывшего большим мастером характерного
танца. Достаточно вспомнить его "Лебединое озеро", "Раймонду",
"Корсар" и т.д. А прекрасное танцевальное образование,
полученное в Академии Русского балета, позволяло артистам стать
также настоящими виртуозами танца характерного.
Ирина Генслер - ученица Агриппины Яковлевны Вагановой, а отсюда,
как хочется сказать, и всё остальное. К тому же блистательный талант,
работоспособность и бесконечная любовь к танцу способствовали развитию
её искусства.
Генслер танцевала весь характерный репертуар в балетах и операх,
была первой исполнительницей многих партий, работала с хореографами
при постановке новых балетов.
Искусство Ирины Георгиевны Генслер - одна из самых ярких страниц
истории Кировского (Мариинского) театра. И кто хоть раз видел её
на сцене в какой-нибудь роли, навсегда запоминал замечательный танцевальный
образ. И даже фотографии прошлых лет кажутся живыми и показывают
полную самоотдачу танцу. Каждый стоп-кадр предельно выразителен.
Ирина Генслер, насколько себя помнит, всегда любила танцевать. Участвовала
в школьной самодеятельности, в хореографическом кружке Дворца пионеров,
где многие знаменитые артисты проводили свою детскую творческую
жизнь. Потом талантливая девочка поступила в Ленинградское хореографическое
училище.
Войну Ира встретила в осаждённом городе и вслед за Кировским театром
вместе с училищем отправилась в Пермь (тогда Молотов) в эвакуацию.
Все тяготы военной жизни девочка познала на собственном опыте. Но
любовь к танцу, который был панацей от всех бед и упорный характер
во всём приходили на помощь.
И этот характер вкупе с безукоризненной человеческой честностью
приходил ей на помощь в самых трудных жизненных ситуациях.
Ещё в училище, занимаясь у А. Я. Вагановой, Генслер активно посещала
класс характерного танца Игоря Бельского, прекрасного характерного
танцовщика и талантливого хореографа. Заметил юную танцовщицу гениальный
балетмейстер Леонид Якобсон, с которым ей предстояло встретиться
в недалёком будущем.
После окончания училища Ирина Генслер была принята в Театр оперы
и балета им. С. М. Кирова, где поначалу танцевала в кордебалете.
Таково было правило театра. В кордебалет ставили даже самых талантливых
танцовщиц и избежать этого удавалось в редчайших случаях. Генслер
это ничуть не огорчало. Она любила танец с большой преданностью,
и когда попадала в последний ряд кордебалета, была счастлива, ибо
находилась в объятиях Его Величества Танца.
Но её прекрасная внешность, талант и эмоциональность привлекали
к ней внимание профессионалов, и яркий свет юпитеров начинал вовлекать
её в свою орбиту.
И сегодня, когда мы смотрим ретро на блистательное творчество Генслер,
мы не будем рассматривать её роли в хронологическом порядке появления
на сцене. Мы как бы возьмём из рук танцовщицы воображаемый веер,
на котором эти роли нарисованы, и будем разглядывать их и очень
близко, и на отдалении сквозь дымку времени.
Вот "Лебединое озеро" П. Чайковского/М. Петипа, главный
балет мироздания, который в мире на слуху у всех, кто его даже никогда
не видел. Пленительно-тревожные напевные линии Одетты, виртуозные,
сверкающие подобно алмазу туров Одиллии. И вот между ними в сцене
бала и тоже пластические, виртуозные и элегантные, врываются один
за другим танцы характерные. И в ярком, буквально огненном испанском
пламени, как из магического плаща Роттбарта, появляется блистательная
и обольстительная Ирина Генслер в испанском танце.
Ирина Генслер поразительно музыкальна и ритмична. Каждый мускул
её тела адекватно реагирует на музыку и превращает её в пластическую
музыку танца. Виртуозно движущиеся воланы костюма она делает важной,
выразительной гранью своего танца.
В другом спектакле в сцене бала Генслер органично станцевала венгерский
танец, где все её жесты и пластические мелодии были пронизаны элегантными
романтичными отзвуками чардаша. Затем следовала польская мазурка
- танцевальный образ рафинированной польской шляхты, станцованной
так, как будто Генслер была воспитана при дворе польских королей.
Этот своеобразный хореографический триптих варьировался от спектакля
к спектаклю, раскрашивая его в изысканные танцевальные тона разных
национальных культур.
Затем яркими всполохами в памяти всплывает "Раймонда"
А. Глазунова/М. Петипа. Здесь важно помнить о замечательной редакции
этого балета К. М. Сергеевым, тончайшим знатоком стилистики Петипа.
И поставленный им знаменитый "Панадерос", настолько гармонично
сливается со структурой хореографии Петипа, что даже опытный взгляд
не заметит руки другого мастера. В общей тональности Петипа исполняет
этот танец и Ирина Генслер. Плавные, томные и в то же время страстные
изгибы её тела и гордые повороты головы в быстром, чётком ритме
создают чарующий образ воображаемой восточной сказки.
Все эти танцевальные образы изменялись от спектакля к спектаклю,
совершенствовались с ходом времени. Любители балета специально ходили
на спектакли с участием Генслер, которые были настоящим праздником.
Артистка быстро набирала разнообразный репертуар. Но в её памяти
часто всплывали и образы её танцевального детства, которые она очень
любила. Так старая театральная программка 1943 года сохранила её
имя в трио, поставленном на музыку Ф. Шопена педагогом училища Л.
Тюнтиной или участие в одноактном балета Л. Якобсона "Каменный
гость" на музыку М. Глинки и Б. Асафьева. Это было давно. Но
память хранит в своих глубинах эти драгоценные моменты, как и все
спектакли с участием блистательных исполнителей, которые маленькая
Ирина смотрела с театральной галёрки.
А в характерном танце в те годы буквально царствовала легендарная
Нина Анисимова, бывшая не только экстраординарной танцовщицей, но
и замечательным хореографом. И юная Генслер всегда восхищалась этой
артисткой с её поистине живописным талантом с бесконечно богатыми
хореографическими красками. Богато одарённая от природы, Генслер
всегда восхищалась чужими талантами. С большой радостью работала
она и с Ниной Анисимовой, ни в чём, однако её не копируя.
С восторгом и внутренним трепетом подходила она к ролям, исполненным
Анисимовой. Так в легендарном балете "Пламя Парижа" Б.
Асафьева/В. Вайнонена ей выпала удача станцевать роль баски Терезы.
Предельно виртуозная, буквально огненная хореография Василия Вайнонена
включала в себя весь многоцветный спектр танца от классического
до характерного с уклоном требуемого для этого спектакля танцевального
фольклора южных провинций Франции. Свободолюбивый, бунтарский характер
Терезы нашёл своё выражение в эмоциональном, стихийном драматическом
танце, где в каждом жесте проявлялась её одержимая страсть к свободе.
И страсть эта со всеми её порывами безудержно пропевалась в знаменитом
танце басков.
Образы и мизансцены этого балета справедливо сравнивали с картинами
Эжена Делакруа. И вот встреча с Ниной Анисимовой-хореографом в роли
Айши в её знаменитом балете "Гаянэ" на музыку А. Хачатуряна.
Этот балет Анисимова начала ставить ещё в военные годы в Перми.
Юная Ирина Генслер хорошо знала и любила этот спектакль, в котором
было много армянского национального фольклора. Очень чувствительная
к пониманию фольклора любых народов Генслер талантливо претворяла
его в своей пластике. Её одарённое тело легко отзывалось на пластику
любой сложности и специфики. И она замечательно создала образ современной
армянской женщины, где национальное сочеталось с общечеловеческим.
Большой творческий контакт в театре был у неё с Игорем Бельским,
который, будучи сам блистательным характерным танцовщиком, прекрасно
чувствовал талант Генслер. И их дуэт стилистически и эмоционально
всегда являл собой очень точную образную гармонию. Вообще проблема
партнёрства на сцене необыкновенно сложна. Актеры должны найти точки
соприкосновения во всех ракурсах, чтобы создать единое целое. В
эпоху Генслер на сцене Кировского театра было много замечательных
танцовщиков, обладающих богатой актёрской индивидуальностью. Генслер
танцевала с А. Гриндиным, А. Кумысниковым, Н. Остальцовым, Р. Гербеком,
К. Рассадиным, Ю. Потёмкиным, Р. Андреевым. Многие предпочитали
её дуэты с И. Бельским и А. Гриндиным. Многим нравились её танцы
с М. Останцовым. Как обычно, у каждого танцовщика даже в дуэтном
танце находятся свои поклонники, но главное было в том, что с каждым
своим партнёром Генслер находила нужные пластические краски, которые
варьировались, всегда сохраняя гармонию и эмоциональный колорит.
Испанские танцы, часто встречающиеся и в классических и современных
балетах, буквально красной нитью проходят через всё творчество Ирины
Генслер. И в них всегда горело пламя, которое живописно варьировало
свою яркость и эмоциональные всполохи. В них подсознательно ощущалась
тема Кармен, тема свободной и гордой любви. Сама Ирина Георгиевна
никогда не танцевала Кармен. Но тема Любви - это главная тема её
жизни и творчества. Можно сказать, что Любовь управляет её жизнью,
поэтому в каждой роли, если внимательно присмотреться к ней, можно
ощущать глубинный мотив: "любовь свободно век кочует, законов
всех она сильней". Вслед за испанским танцем в "Лебедином
озере" П. Чайковского в памяти возникнет страстная Мерседес
из "Дон Кихота" Л. Минкуса, элегантный, но проникнутый
страстной негой испанский танец в "Щелкунчике" П. Чайковского.
Она была экзотической испанской принцессой в "Золушке"
С. Прокофьева/К. Сергеева. Стремительно проносилась в пламенном
фламенко, и изящно отчеканивая виртуозный танец с констаньетами
в "Лауренсии" А. Крейна/В. Чабукиани. И эхо звука констаньет
тоже всегда слышались в её испанских образах. А её испанский звёздный
час пробил в спектакле "Испанские миниатюры" в постановке
Херардо Виано Гомес де Фонсеа. Её роль называлась просто Солистка,
которая на протяжении шести разнохарактерных картин создавала ярчайший
праздник испанского танца.
Согласно легендам и некоторым историческим изысканиям, цыгане являются
выходцами из Испании. Эти вольные солнцепоклонники во всех уголках
Земли несли в себе любовь и свободу. Их "очи чёрные" были
популярны и в Петербурге. С ними можно было отдохнуть и отвести
душу. Они кочевали по всей России. О них с любовью писал А. С. Пушкин.
И какой прекрасной Земфирой могла бы стать Генслер, если бы был
такой балет (С. Рахманинов написал только оперу).
Зато какие замечательные и разнообразные цыганские образы создала
Ирина Генслер во многих балетах. Это была всевидящая мудрая цыганка
в балете Б. Фенстера "Маскарад" (по мотивам Л. Ю. Лермонтова),
зажигательный испанский танец в "Кармен" Ж. Бизе, загадочный
цыганский танец в "Дон Кихоте" Л. Минкуса. И, наконец,
многострунный, как будто отсвечивающий всеми уральскими самоцветами,
образ Молодой цыганки в балете "Каменный цветок" С. Прокофьева/Ю.
Григоровича.
Юрий Григорович, сам прекрасный характерный танцовщик, высоко ценил
талант Ирины Генслер. Балет "Каменный цветок" повествовал
об исконно русском таланте-самородке Данилы-мастера, творца милостью
Божьей и диковинных персонажей, рождённых магическим Уралом, что
по сей день так и не разгаданной до конца. Это была верная и преданная
в своей любви девушка Катерина, фантастическая повелительница уральских
гор - медной горы хозяйка и свободолюбивый образ молодой цыганки.
В спектакле участвовали уникальные танцовщики Ирина Колпакова, Алла
Осипенко, Анатолий Гриндин, Александр Грибов и Ирина Генслер. Образ
персонажа создавался с учётом данных и характера самой танцовщицы,
и на сцене появился персонаж, упоённый любовью и свободой, в котором
была растворена страсть и мудрость самой природы. И в многоцветной
пластике своих чувственных движений молодая цыганка Генслер как
в едином порыве излагала всю свою жизнь. И этот образ восхитил многих,
в том числе выдающегося хореографа Федора Лопухова.
Репертуар танцовщицы пополнялся в течение всей её творческой жизни.
К. М. Сергеев в своём балете "Тропою грома" поручил ей
роль Фанни, тёмнокожей девушки, очень доброй и в то же время гордой
и смелой. В этой роли проявился также замечательный драматический
талант Генслер.
Буквально огненными искрами была окрашена быстрая, испещрённая сложными
зигзагообразными линиями, лезгинка в балете Олега Виноградова "Горянка"
на музыку Марата Кажлаева.
И ещё много ярких, самобытных танцев и ролей украшали сцену родного
театра и мира в исполнении Ирины Генслер: элегантная придворная
дама в "Легенде о любви" Ю. Григоровича, изысканный краковяк
в "Бахчисарайском фонтане"Б. Асафьева/ Р. Захарова, томный
индусский танец в "Баядерке" М. Петипа, насыщенный восточными
узорами, малайский танец в "Красном маке" Р. Глиэра/Ф.
Лопухова, удалая русская пляска в "Медном всаднике" Р.
Глиэра/Р. Захарова и диковато-удалая половецкая пленница в опере
"Князь Игорь" А. Бородина ("Половецкие пляски").
Ирина Генслер всегда была замечательным педагогом, помимо родной
школы она работала в Египте, Италии и других странах. Ей нравится
передавать своё мастерство другим, и она всегда пользуется неизменной
любовью всех учеников. В музее АРБ им. А. Я. Вагановой висит прекрасный
портрет, написанный в полный рост, который можно назвать своеобразной
эмоциональной эмблемой.
Ирина Георгиевна обладает прекрасной памятью, и хореографы часто
приглашают её для реставрации восстанавливаемых балетов. И в этом
плане она, безусловно, окажет театру очень большую услугу, как и
в передаче своего мастерства молодым поколениям.
|
|