- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2015. - № 4(55)

 

ПРЕМЬЕРЫ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

INFINITA FRIDA

 

 
 
 

В Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялась европейская премьера балета Юрия Смекалова о жизни и творчестве Фриды Кало.
Легендарная художница Фрида Кало является национальным достоянием Мексики. И она воистину infinita (бесконечная), поскольку её жизнь вбирает в себя всё разнообразие мироздания, выраженное в бесконечном богатстве её художественной палитры.
Она жила и творила в сложное историческое время, когда мир во многом менял своё лицо. И в орбите её жизни появлялись не только выдающиеся художники, как например, Диего Ривера, но и планетарные политические личности как Лев Троцкий, который своей революционной аурой вызывал крайне противоречивые эмоции окружения. И когда именно по этой причине Франция отказала ему в политическом убежище, то Фрида Кало и Диего Ривера отхлопотали ему это убежище у правительства Мексики. Ну и там, крадущаяся за Троцким смерть, настигла его. Она "станцевала" с этим историческим персонажем, прошедшем также и через жизнь Фриды Кало, его финальную кровавую "вариацию"…
Сама Фрида Кало сказала однажды: "Смерть всегда танцует вокруг моей кровати". И эти слова Юрий Смекалов взял в качестве одного из эпиграфов к своему балету. Более того, он создал пластический образ Смерти, назвав её в спектакле Подругой Фриды Кало.
В центре Мехико, в экзотическом доме Фриды Кало, где по газонам парка прогуливаются экстравагантные павлины, плавно, как в сюрреалистическом сне, играя живописными веерами своих царственных хвостов, расположен музей Фриды, где многочисленные картины в красках и формах повествуют о её жизни.
В своё время неподалёку от этого дома жила Элиза Каррильо Кабрера, ныне одна из ведущих балерин мира, прима-балерина Государственного берлинского балета. В своём детстве Элиза (Лиза) со своей матерью часто ходила в этот музей, куда охрана их пускала бесплатно. Казалось, что сама Судьба указывала ей её дорогу. Картины Фриды Кало производили на девочку неизгладимое впечатление. Они буквально вошли в её плоть и кровь и подсознательно постоянно возникали в её памяти. Страстная, волнующая цветовая палитра художницы давала девочке, начавшей заниматься танцем, эмоциональное вдохновение, и она мечтала воссоздать образ художницы хореографическими средствами. Это желание окрашивало её жизнь особым смыслом. К тому же жизнь Фриды Кало, наполненная большим трудом, давала пример и вдохновение юной Элизе к большой и упорной работе, которую требует танец.
Время шло. Элиза Кабрера стала знаменитой балериной. Вместе со своим супругом-премьером Государственного берлинского балета Михаилом Канискиным, а также отцом и матерью, она создала фонд Elisa Carrillo Cabrera, основной целью которого является пропаганда в мире культуры Мексики.
Элиза Кабрера - официальный посол культуры Мексики в мире. И создание балета Infinita Frida является не только её страстным желанием, но и её миссией, её гражданским долгом.
По воле Судьбы, Юрий Смекалов находился в доме Кабреры, выздоравливая после травмы, и она познакомила его со своим планом.
Юрий Смекалов - танцовщик-звезда, премьер Мариинского театра. Он родился в Нижнем Тагиле, где временно работали его родители, медики по профессии. И к счастью звезда сказочного Урала расцветила ауру будущего артиста таинственным мерцанием уральских самоцветов. Вскоре его семья вернулась в родной Петербург.
В течении нескольких лет Смекалов жил в Кронштадте, где морские просторы и бьющиеся о берег балтийские волны будили воображение мальчика и море навсегда осталось большой любовью будущего артиста. Затем Юрий поступил в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где были отшлифованы его отличные природные данные.
Высокий рост, красивое сложение, мужественный облик и прекрасное актёрское дарование позволили ему стать первоклассным танцовщиком-актёром, исполнителем ведущих партий классического и современного репертуара. До прихода в Мариинский театр он в течение десяти лет исполнял главные роли в балетах Бориса Эйфмана, сложная драматическая структура которых способствовала всестороннему проявлению его актёрского таланта. Смекалов выходил на балетную сцену как Черкасов или Симонов выходили на драматическую.
Смекалов обладает большой, разносторонней культурой и эрудицией, как в области балета, так и других искусств, что всегда делает интересными его хореографические произведения и привлекает к ним внимание публики и критики. Он обращается к сложным литературным произведениям, и несомненный интерес являет собой его балет по роману Владимира Набокова "Камера Обскура". И поэтому Смекалов с большим энтузиазмом взялся за постановку балета о жизни и творчестве Фриды Кало. Элиза Кабрера воистину вдохновила его на создание этого балета, и является соавтором идеи и концепции этого спектакля.
При создании сценария Смекалову пришлось с пристрастием перелистать страницы книги жизни Фриды Кало, изучить страницы истории, вникнуть в суть важных событий былого времени… И в этом Элиза Кабрера стала ему надёжной помощницей.
Создавая свой спектакль, Смекалов привлёк к творческому процессу талантливую команду. Он пригласил одарённого композитора Александра Маева, который, сочиняя музыку, следовал за творческой мыслью хореографа и они работали вместе, как в своё время Чайковский и Петипа. Они обсуждали сценарий балета, и музыкально-пластическая структура спектакля рождалась у них на едином дыхании.
Большую работу провёл также художественный руководитель и главный дирижёр международного симфонического оркестра "Таврический" Михаил Голиков, и оркестр под его управлением блестяще выступил на премьере, эмоционально подчеркнув запоминающийся зрительный образ спектакля.
Смекалов пригласил также большую группу высокопрофессиональных художников разных специальностей (Александра Лециуса, Андрея Сурова, Наталью Горбунову, Татьяну Ногинову, Аню Римкус) во главе с художником-постановщиком Елисеем Шепелёвым, а также прекрасных танцовщиков разных стран. И вместе с ними создал великолепный спектакль - своеобразную фреску в движении… Это были картины Фриды Кало и история её жизни в пластических образах, цветовых бликах и феерических брызгах взбунтовавшейся палитры художницы. Противоречивый образ Фриды, политическая атмосфера времени, экстравагантные любовные истории, страсти, измены, предательства, излитые в красочных образах на картинах Фриды Кало, и особенно во всевидящих глазах её автопортретов, обрели форму сценической жизни.
В первом акте балета местом действия стали "сны", в которых маленькая девочка Лиза (прототипом которую можно считать Элизу) видит во сне движущиеся картины Фриды Кало. Ими она была очарована наяву. В этих сюрреалистических снах ей являются персонажи жизни Фриды Кало: её первая любовь Алехандро, доктор Лео Элоесера, сестра Кристина, художник Диего Ривера, Лев Троцкий и его жена Наталия. Очнувшись от своих вещих снов, Лиза крепко прижимает к себе кисть, сознавая своё предназначение.
В роли маленькой Лизы выступила ещё совсем юная балерина буквально "чуть из младенческих одежд" Мария Кошкарёва. Она обучалась в школе детского балета Ильи Кузнецова и в этом году начала профессиональное обучение в АРБ им. А. Я. Вагановой. Это был её большой дебют на профессиональной сцене, её своеобразное посвящение в "актрисы".
Во втором акте местом действия становится "творчество", где уже взрослая художница Лиза создаёт свои картины. И здесь Элиза Кабрера предстаёт во всём блеске своей "живописной" пластики. А персонажи жизни превращаются в "цвета". По ходу действия их цветовая аура взаимодействует с аурой Лизы и влияет на её эмоциональное состояние, которое в свою очередь определяет её танцевальную пластику. Это вызывает ассоциации с цветовой гаммой А. Н. Скрябина. И оказалось, что художник по свету Сергей Шевченко участвовал в воссоздании поэмы А. Н. Скрябина "Прометей" в знаменитом кафедральном соборе Калининграда (Кенигсберга), в которой композитор представил открытую им цветовую гамму.
Цветовые проекции на экране сцены и феерически разбрызганная цветовая палитра на полу образно взаимодействовали с цветами костюмов и пластикой хореографического рисунка. Получился сложный полифонический колорит, который был свойственен и картинам Фриды Кало.
Смекалов является мастером и приверженцем классического танца, язык которого и лежит в основе хореографической структуры его балета. Но его пластический симфонизм окрашен также мотивами характерного танца и элементами танца модерн, что в целом делает его хореографическую палитру бесконечно выразительной и живописной.
Каждому персонажу Смекалов находит соответствующую его характеру пластическую характеристику. Он мастерски создаёт вариации-монологи, дуэты взаимоотношений, сюрреалистические картины снов. Кажется, что вокруг Фриды танцует вся её цветовая палитра, и танец Элизы Кабреры насыщен этими красками.
Буквально магическая Элиза Кабрера была Фридой Кало своего воображения. Это было своеобразное эмоционально-автобиографическое создание образа.
Танцовщица Беатрис Кноп (Государственный берлинский балет). В роли Смерти (чёрный цвет), с экспрессионистки заострёнными движениями и с всевидящими глазами, иногда напоминающими глаза на автопортретах Фриды Кало, является интимной и доверительной подругой художницы и символизирует грань иного бытия, которое ощущает и сама Лиза. Чёрный цвет - это цвет абсолюта, таящий в себе всю возможную гамму эмоциональных состояний.
Анастасия Лаврененко (Мариинский театр, является также и ассистенткой хореографа). В роли Наталии, жены Троцкого (тёмно-синий цвет) испытывает постоянное чувство тревоги, хотя старается казаться спокойной. В линиях танца сквозит строгая благородная красота.
Виктория Брылёва (Мариинский театр). В роли сестры Фриды (зелёный цвет) излучает молодость, привносит свежее дыхание в ауру Фриды, вносит чувства успокоения в состояние тревоги.
Михаил Канискин (премьер Государственного берлинского балета). В роли Диего Ривера (жёлтый цвет) живёт в сиянии солнечного света любви и творчества, в которые подчас внезапно врывается светотень противоречий и сомнений, окрашивающая сумеречными оттенками пластику великолепного актёра.
Владимир Шкляров (Мариинский театр). В роли Льва Троцкого (красный цвет) являет собой буквально сгусток страстей, порывов, противоречий. Его пластика порой напоминает революционное пламя. Знаменитый и виртуозный премьер Мариинского театра обрёл ещё одну воистину звёздную роль в образе исторического персонажа.
Игорь Колб (Мариинский театр). В роли доктора Лео Элоесера (белый цвет) терпеливый, осторожный, внимательный, как бы оберегающий душу Лизы, и всегда готовый оказать необходимую поддержку.
Дину Тамазлакару (Государственный берлинский балет). В роли Алехандро, первой любви, свет которой остаётся на всю жизнь. Поэтому теплом и нежностью, а иногда робостью и неуверенностью окрашена пластика актёра. Светло-синий цвет ауры - цвет мечты и надежды.
Все персонажи жизни Фриды Кало причудливо вращаются в сюрреалистическом круговороте её Судьбы. И музыкально-живописный образ спектакля, созданный Смекаловым, венчается песней Фриды.
Её голос, как будто идущий из глубины мироздания, тоже насыщен этими буйными и в то же время умиротворёнными красками творчества и жизни сливаются в единое целое и торжествует.
Голос Лизы в конце спектакля, как будто идущий из глубины мироздания, тоже насыщен этими буйными, и в то же время умиротворёнными красками. Творчество и жизнь сливаются в единое целое.
Воистину балет Infinita Frida мог бы стать украшением любой сцены.
Юрий Смекалов создал собственную структуру под названием M. A. D. (Творческое объединение Юрия Смекалова "Музыка Искусство Танец"), куда приглашаются талантливые сценаристы, желающие реализовать свои творческие идеи.

Афиша спектакля
Юрий Смекалов
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров