|
|
Старинный манускрипт знаменитой баллады, считавшийся утерянным,
случайно был обнаружен в одной из частных коллекций Санкт-Петербурга.
Этот рукописный клавир дворцовой оперы композитора Иоганна Рудольфа
Цумштега на стихи Готфрида Августа Бюргера являет собой уникальную
находку. Миру культуры возвращено замечательное произведение, созданное
ещё в XVIII веке.
Клавир в своё время принадлежал супруге императора Николая I Александре
Фёдоровне - дочери короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, урождённой
принцессы Фредерики-Луизы-Шарлотты-Вильгельмины. Согласно мнению
историков, "Ленора" была одними из любимых произведений
прусского короля и неоднократно ставилась при его дворе.
Заинтересовались "Ленорой" также и в России. Увлечённый
её мистической романтикой, знаменитый поэт Василий Андреевич Жуковский
сделал первые переводы баллады на русский язык под названием "Людмила"
и "Светлана". Вскоре "Ленора" стала очень популярной,
и даже А. С. Пушкин упоминает о ней в VIII главе "Евгения Онегина".
Жуковский преподавал русский язык молодой императрице Александре
Фёдоровне, и благодаря нему она хорошо познала и полюбила русскую
поэзию.
Александра Фёдоровна хотела, чтобы "Ленора" была представлена
на сцене императорского Александринского театра, и для этого Жуковский
специально сделал новый (уже третий) дословный перевод баллады.
Однако Николай I, находившийся под влиянием восстания декабристов
1825 года, не решился поставить в Петербурге сочинение с мятежно-романтическими
мотивами. И сам манускрипт, казалось, канул в Лету, но судьбе было
угодно пролить на него новый свет, и спустя почти два века он предстал
в залах императорского дворца во всём своём блеске.
Недавно в связи с взаимными годами России и Нидерландов в этих странах
состоялась европейская премьера "Леноры", имевшая большой
успех и высокую оценку критики.
16 ноября в День ЮНЕСКО - организации оказывающей покровительство
всем видам культуры, включая и музыку, в Большом Итальянском просвете
Эрмитажа состоялась мировая премьера этой дворцовой оперы. Это произошло
в год 400-летия Дома Романовых и в преддверии 250-летия Эрмитажа.
"Ленора", баллада о великой любви и верности, прошла в
залах Зимнего дворца, в естественных декорациях, состоящих из знаменитых
картин музея.
В течение семи лет юная и прекрасная Ленора ждала с войны своего
любимого, который так и не вернулся. В отчаянии она бросила вызов
судьбе и стала призывать смерть, ибо только в ней могла соединиться
с возлюбленным. Жених возвращается за ней в образе призрака и увозит
в мир иной, чтобы обрести счастье, не свершившиеся в реальной жизни.
Партию Леноры блестяще исполнила молодая певица Мариинского театра
Ангелина Бычкова, обладательница замечательного, сильного сопрано
красивого тембра с большим богатством нюансов. Это редкий в полном
смысле слова живописный голос. И с помощью богатства своих голосовых
средств певица создала сложный характер своей героини, образ который
очень полюбила и которой сопереживала с сильным драматическим накалом.
Ведь согласно своему времени и устоям веры, Ленора должна была смириться
с судьбой. Но она не проявила смирения и её душа могла быть взята
дьяволом. Однако сила её любви была безмерно велика. Она была сильна
как смерть и даже сильнее смерти. Эта была сила любви юной Джульетты,
которая только в смерти могла соединиться со своим Ромео. Поэтому
в интерпретации Ангелины Бычковой душа Леноры ушла к Богу, её спасла
великая любовь.
Выразительно и очень эмоционально исполнил партию жениха-призрака
заслуженный артист Северной Осетии-Алании Михаил Колелишвили. Любящей
и трогательной в роли матери была Регина Рустамова (лауреат международных
конкурсов), обладательница красивого меццо сопрано. Взволнованно
и благородно с сильным чувством соучастия исполнил партию рассказчика
Илья Селиванов (лауреат международных конкурсов). Спектакль вёл
заслуженный артист России Михаил Черняк.
Прекрасным был весь ансамбль певцов в сопровождении оркестра Государственного
Эрмитажа под управлением Феликса Колобова.
Большая заслуга в оформлении всего выступления стилиста проекта
Екатерины Селезнёвой. Запомнились уникальные костюмы, разработанные
специально для этого проекта известным дизайнером Стасом Лопаткиным.
Солистки выступили в подлинных ювелирных изделиях, любезно предоставленных
ювелирной группой "Смоленские бриллианты".
|
|