|
|
В Мариинском театре обрела прочную сценическую жизнь новая опера
Родиона Щедрина "Левша", созданная по мотивам повести
Николая Лескова. Опера написана по заказу Мариинского театра в честь
открытия его второй сцены "Мариинский-2" и посвящена композитором
генеральному директору, художественному руководителю театра Валерию
Гергиеву.
Эта прекрасная опера трактует темы вечные и вечно живые, которые
в разных социальных одеждах всегда современны и актуальны. Они являются
частью мироздания и живут вместе с ним во времени.
Эта опера-притча в облике ярмарочного балагана, фантасмагорическая
быль-небывальщина, чудо-юдо этакое, сотворённое гением в лаптях,
пребывающем в чреве социального дна.
"Левша" - уникальная повесть Николая Лескова, одного из
ярчайших представителей плодотворной литературной орловщины, который
знал самые потаённые глубины русского национального характера и
с большой точностью и мастерством словесно оркестровал их в своём
сочинении.
Эта повесть с её яркими контрастами даёт богатый материал и для
музыки, ибо воистину здесь эпическое растворяется в балаганом чреве.
И в музыке Щедрина звучит гротескная театральность, где как эхо
отражается и трагедия одинокого Петрушки и неприкаянность кривого
Левши и своеобразный чопорный блеск петербургского и лондонского
дворов.
Р. Щедрина всегда привлекала народная мудрость и его творческой
природе были по душе образы народных умельцев, людей "от Бога",
тайну которых не могли разгадать никакие учёные мудрецы. Вспомним
романс Н. А. Римского-Корсакова "Октава": "Гармонии
стиха неведомые тайны, не думай разгадать по книгам мудрецов…",
а тем более официальные лица, для которых это вообще была излишняя
морока, нарушающая их привычный уклад жизни. В лучшем случае они
могли лишь диву даваться, да руками разводить: Левша чудо совершил
невероятное - Блоху подковал и весь мир вокруг в удивлении пал.
И в образной музыке Щедрина слышится живописное богатство русских
ярмарок, балаганных чудес, пёстрых лоскутных образов, несущихся
в гротескном карнавале жизни.
В своё время дед Щедрина был священником, и композитору хорошо знаком
этот народ-богоносец, который к несчастью никогда не мог защитить
своих гениев, подчас сидящих прямо в придорожной грязи (вспомним,
к примеру, кадры из фильма А. Тарковского "Андрей Рублёв").
На редкость интересно и убедительно режиссёрское и художественное
решение спектакля (режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств
России Алексей Степанюк, художник-постановщик - заслуженный художник
России, лауреат Государственной премии России Александр Орлов, художник
по костюмам Ирина Череднякова). Здесь авторы, как говорится, со
всех точек зрения "попали в десятку". В спектакле нет
ни одной фальшивой ноты. Режиссер и художник выступили истинными
мастерами зримой музыки, и сценический образ оперы точно раскрывает
замечательную музыку композитора.
Вся многослойная быль-небывальщина приобретает фантасмагорические
и в то же время графически чёткие очертания. В рафинированной цветовой
гамме преобладают черный, белый и красный цвета, которые могут иметь
многозначную трактовку - жизнь, смерть, страсть, восторг, холод,
траур, равнодушие. Но скорее всего, они составляют сложную эмоциональную
мозаику всех этих состояний.
Сценическое действие происходит в трёх условных измерениях, где
сталкиваются два своеобразных вида гротеска - европейский рациональный
и российский иррациональный. Окружение Левши дано в формах гротеска
балаганного, а придворный мир в стиле гротеска официозного. Российская
быль-небывальщина представлена бескрайними заснеженными пустырями,
полосатыми верстовыми столбами, покосившимися домишками, где, кажется,
действительно "бесы собрались" и беснуются там с незапамятных
времён. А высокопоставленные державные ноги попирают всё это людское
и придворное беснование.
Как на подиуме появляются Александр I, Николай I, Георг III, его
дочь принцесса Шарлотта и облачённые в экзотические одежды английские
невесты Левши. И как марионетки, движущиеся в чуть танцевальном
ритме, проскальзывают группы английских придворных, российских жандармов
и прочего антуража.
Отлично созданы и спеты все роли. Но, прежде всего, хотелось бы
отметить Левшу - лауреата всероссийского конкурса Станислава Леонтьева.
Актёр воистину создал экзотический образ народного гения, разгильдяя
и пьяницы, божьего "человека, в конце концов, поруганного и
распятого". Однако по существу главным персонажем стало творение
Левши - Блоха, созданное "левой рукой" по воле Божьей.
Этот шедевр, эта истинная драгоценность предстаёт в своеобразном
футляре в центре сцены во всех трёх изменениях по вертикали. Одетая
в интереснейшие гротескные костюмы, она приобретает фантасмагорический
облик. И голос её звучит как из мира нереального.
Партия Блохи написана для действительно почти "нереального"
колоратурного сопрано. И певица - лауреат международных конкурсов
Кристина Алиева на запредельном, буквально волшебном пьяно, из тончайшей
голосовой нити соткала вокальные узоры замечательной, сказочной
красоты. И Блоха не только шедевр искусства. Левша-Пигмалион вдохнул
в неё душу. И она его единственная заступница и покровительница.
Она - его дитя и его истинная невеста в белом, оплакивающая своего
создателя. Она дана ему Богом. Творение художника - вот что истинно
и остаётся навсегда. Оно продолжает его жизнь.
Музыкальный руководитель и дирижёр спектакля Валерий Гергиев блистательно
соединил все компоненты спектакля в единое целое, создав выдающееся
музыкально-сценическое зрелище. И спектакль по праву может считаться
эталоном, доказывая большие возможности современной оперы.
|
|