|
|
Завершился Международный фестиваль "Звезды белых ночей".
И среди огромной мозаики спектаклей и концертов (около 120) высветились
яркие лики, которым, безусловно, суждено осветить и будущие программы
всех трёх сцен уникального музыкального центра "Мариинский".
Хотелось бы отметить очень интересную и разнообразную программу,
где были представлены симфонические концерты, выступления выдающихся
инструменталистов и прекрасно составленные монографические программы.
Основной интерес вызвал концерт, посвящённый 100-летию балета И.
Ф. Стравинского "Весна священная", в котором под управлением
Маэстро Валерия Гергиева в исполнении оркестра Мариинского театра
прозвучала музыка знаменитых балетов выдающегося композитора "Петрушка"
и "Жар-птица" и, конечно же, "Весна священная".
Этот концерт и мастерство Валерия Гергиева показали, что музыка,
написанная для балета, может звучать и как симфоническая, где в
звуках даны все ярчайшие образы, созданные Стравинским.
В исполнении Гергиева "Весна священная" звучит настолько
образно и многолико, что каждый слушатель в своём воображении может
представить любые хореографические картины и живописные образы.
Да и в истории балета эта музыка нашла десятки хореографических
воплощений. После первой постановки, созданной Вацлавом Нижинским
век тому назад, появились многие, совсем непохожие трактовки этой
музыки другими хореографами. В своём концерте Гергиев даёт возможность
полёта фантазии всем слушателям. В его трактовке слышны образы сказочной
языческой Руси, её древние поверья и таинственные экзотические обряды.
Сквозь виртуозную изощрённую оркестровку Стравинского Гергиев мастерски
проводит фольклорные мотивы, звучащие как уникальные живописные
картины. В них чувствовуется пробуждение природы, напоённое весенней
влагой дыхание земли, таинственные языческие заклинания в священном
танце. Казалось, что само языческое божество было послушно дирижёрской
палочке Гергиева.
Извечный "Петрушка" в трактовке дирижёра возникал из живописного
ярмарочного балагана, персонажи которого как на карусели неслись
в звуках пестрого, лоскутного, типично русского народного праздника.
Этот незадачливый трагический человечек, нелепый уличный шут, обладающий
добрым сердцем, был беззащитной игрушкой своего безжалостного и
насмешливого окружения. И Гергиев в своём исполнении всё время подчёркивал
его одинокий голос, тщетно взывающий к милосердию.
Сказочная "Жар-птица" в острых, экспрессионистских звуках
музыки сверкала своими экзотическими огненными перлами. И в оркестровом
звучании под управлением Гергиева царил живописный, таинственный
сказочный мир.
Если напрячь воображение, то можно представить себе, что все три
балета Стравинского в концерте Гергиева были тремя частями одной
фантастической симфонии по сказочным мотивам мироощущения как композитора,
так и дирижёра. Порой даже казалось, что выдающийся композитор,
который когда-то жил неподалёку от Театральной площади, незримо
присутствовал на концерте и выражал восхищение исполнением своей
музыки.
Во время фестиваля сложились также интересные дуэты Гергиева с замечательными
исполнителями. Так большой интерес вызвал дуэт Валерия Гергиева
и блистательного пианиста Дениса Мацуева, который, безусловно, найдёт
свое повторение в будущем. Успех этого своеобразного дуэта у публики
был просто ошеломляющим. В особенности ярко он прозвучал при исполнении
Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского и
Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Торжественность, блеск, напевность, философская наполненность и
яркий всплеск эмоций создавали сильный и притягательный образ России
в звуках музыки великих композиторов в исполнении этого замечательного
дуэта.
Изысканно и романтично прозвучал дуэт Валерия Гергиева с восхитительным
американским скрипачом Джошуа Беллом. Вместе с молодежным оркестром
США они исполнили Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского.
Дуэт этих прекрасных музыкантов, поддерживающих музыкальную юность,
тоже звучал свежо и молодо. Белл прекрасно чувствует музыку Чайковского,
недаром у него в роду есть русские корни. Блистательный виртуоз,
обладающий безразмерной звуковой палитрой уникальной красоты, он
замечательно гармонировал с оркестром под руководством Гергиева,
составляя с ним своеобразный и многогранный и многокрасочный дуэт.
Этот концерт был сыгран также в Москве, став замечательным ярким
подарком для столичных меломанов.
Пусть всегда будет Вагнер!
В этом году весь музыкальный мир в звуках музыки отмечает 200-летие
со дня рождения Рихарда Вагнера - великого композитора, реформатора
оперного театра, создателя собственного оперного стиля и структуры,
а также своей философии оперного творчества. Каждое произведение
Вагнера - безусловный шедевр, где сложная философия сочетается со
сказочностью, а сказка, как известно, является важнейшей составной
частью человеческой природы и мироздания. К тому же темы Вагнера
всегда связаны со знаменитыми мифологическими сюжетами и беспредельной,
преданной любовью, - поэтому они - вечны. И можно с уверенностью
предположить, что когда Вагнеру исполнится 300 лет, для наших потомков
он будет столь же современен как для нас сегодня. Поэтому очень
важным является тот факт, что вот уже в течение десяти лет знаменитая
тетралогия Вагнера в оригинале (на немецком языке) состоит в репертуаре
Мариинского театра. Конечно, периодически могут обновляться режиссёрские
и постановочные решения (в зависимости от времени), но музыка великого
Вагнера всегда будет питать умы и вызывать сильные эмоции людей.
Иметь в своём репертуаре тетралогию Вагнера и исполнять её всегда
на высоком уровне для театра это большое достижение, свидетельствующее
и об его возможностях. Это его знак качества.
Вагнер необыкновенно труден для исполнения и в музыкальном и в певческом
плане. Не каждый даже очень хороший певец может браться за исполнение
его произведений. Считается, что существуют особые вагнеровские
голоса со стальным тембральным отливом и большой выносливостью,
необходимой для этих партий. Мариинский театр обладает таким потенциалом.
Голоса и мастерство исполнителей воплощают требования Вагнера. Ведь
театр не должен ориентироваться на гастролёров, хотя их участие
в спектаклях Мариинского театра тоже является по-своему интересным
и полезным. Он всегда должен иметь собственных исполнителей на самые
сложные партии.
Под управлением Валерия Гергиева тетралогия Вагнера звучит мощно,
величественно и сказочно. Эта огромная музыкальная фреска отсвечивает
космическим размахом и мифологической таинственностью.
Как известно, Вагнер обладал цветным музыкальным слухом, что находило
своё отражение в "многоцветии" его полифонических партитур,
в которых звучит весь запутанный лабиринт человеческих и божественных
эмоций. И всё это обилие музыкально-цветового великолепия вагнеровских
партитур Валерий Гергиев блистательно передаёт в своём исполнении.
В нём слышны таинственные заклинания и предостережения "Золота
Рейна", мифологическая отвага "Зигфрида", алмазные
россыпи "Валькирии" и мрачная, но гордая безысходность
"Гибели богов", никогда не теряющих своего высокого достоинства.
Введение в строй новой сцены "Мариинский - 2" с её великолепной
акустикой позволит держать в "постоянной форме" тетралогию
Вагнера и исполнять её чаще, что важно как для слушателей, так и
для исполнителей, которые смогут постоянно совершенствовать особую
грань своего мастерства в партиях опер Вагнера.
Вагнер "идёт" Петербургу и прекрасно гармонирует с его
таинственной аурой, и хотелось бы даже в концертном исполнении услышать
все произведения этого великого композитора.
Большой удачей фестиваля стала его главная премьера - опера Р. К.
Щерина "Левша" по повести Николая Лескова. Но об этом
разговор пойдёт в отдельной статье.
Хочется напомнить о благодарности многих зарубежных зрителей по
поводу прямой трансляции на 50 стран со сцены Мариинского театра
балета Чайковского "Лебединое озеро" и о желании публики
многих стран мира увидеть на сцене Мариинского театра оперу М. П.
Мусоргского "Борис Годунов" ("как во времена Шаляпина")
в декорациях Головина. Ведь театру по силам реконструкция этого
знаменитого спектакля, который на следующем фестивале с использованием
прямой трансляции можно представить всему миру.
|
|