|
|
Блистательный российский пианист Николай Луганский регулярно выступает
в Петербурге, где у него много поклонников. Этот город, один из
самых музыкальных годов мира, и его белоколонный филармонический
зал, один из самых прекрасных концертных залов этого мира, всегда
значится в мировых турах пианиста, география выступлений которого
фактически вся планета. Он ежегодно выступает в самых престижных
концертных залах Парижа, Лондона, Милана, Мадрида, Нью-Йорка, Токио…
И везде всегда имеет огромный успех.
Но когда в Петербурге появляется анонс о его концерте, местные меломаны
начинают с нетерпением ждать одного из самых любимых пианистов,
ибо для любителей и ценителей фортепиано концерт Николая Луганского
всегда настоящий праздник.
Ученик Татьяны Николаевой, победитель многих международных конкурсов
Чайковского, Рахманинова, Баха… Николай Луганский - воистину врождённый
пианист. Этот высокоодарённый музыкант обладает совершенной техникой,
уникально красивым звуком, красочной фортепианной палитрой с бесконечным
количеством нюансов и изысканной манерой исполнения.
Петербуржцам хорошо знакомы разнообразные программы пианиста, и
все произведения в его исполнении всегда воспринимаются с большим
эмоциональным интересом.
На этот раз Николай Луганский представил меломанам сочинения хорошо
знакомые, которые всегда находятся на слуху, и интересные рафинированные
произведения, которые, к сожалению, исполняются довольно редко.
Четыре разнохарактерных экспромта Франца Шуберта (соч. 142) за двести
лет своей жизни не утратили своего очарования и в исполнении Луганского
звучат свежо и непосредственно. В них ощущается атмосфера старой
Вены и её предместий. Как отдалённое эхо, звучат лёгкие мелодии
вальса и лендлера. Эти очаровательные музыкальные миниатюры, изысканно
звучащие в белоколонном зале, глубоко проникают в душу, лаская её
своей искренностью и хрупкой изящной красотой.
Вторая фортепианная Соната Сергея Рахманинова была написана около
ста лет назад (1919). Но это философское, живописное по своей фортепианной
структуре произведение, пронизанное исконной русской напевностью
и дышащее "рахманиновской сиренью", в наши дни у Луганского
звучит удивительно современно, как бы напоминая о вечности искренней
красоты. Рахманинов сам был гениальным пианистом, и Луганский -
знаток его творчества как будто сквозь время соприкасается с его
искусством и трансформирует его в современность.
В 80-е годы прошлого века другой великий пианист Владимир Горовиц,
уже в преклонном возрасте посетивший свою родину, грустно улыбнувшись,
сказал: "К сожалению, Рахманинова нет в живых, и мне не с кем
сыграть в четыре руки". И в Большом зале филармонии он играл
Рахманинова. Горовиц возил с собой в турне собственный рояль, который
был его настоящим, преданным другом. Выходя на сцену, он нежно прикасался
к инструменту, ласково поглаживая его по крышке. Рояль входил с
ним в дружеский контакт, и они вместе творили фортепианные чудеса.
Как и Горовиц, Луганский относится к роялю любовно и священно. К
тому же он старается перебросить своеобразный мост к эпохе Рахманинова
и Горовца. Он воскрешает ауру того времени и его прекрасную музыку,
к сожалению, подчас незаслуженно забытую. Так он включил в программу
своего концерта музыку Николая Метнера из цикла "Забытые мелодии".
К истинному удовольствию меломанов он "воскресил" три
пьесы из этого цикла. И эти утончённые произведения в его исполнении
звучали поистине волшебно. "Сельский танец" был проникнут
мотивами покойного умиротворения, искреннего веселья, мудрой природы
и первозданной красоты. "Вечерняя песня" была наполнена
нежной мечтательностью и легкой ностальгией. А в благоуханной "Весне"
просвечивала нежная зелень деревьев, и струился тонкий аромат прячущихся
в молодой шёлковистой траве первых весенних цветов.
Луганский представил публике также очень интересные сочинения чешского
композитора Леоша Яначека "В тумане". В детстве Яначек
пел в хоре августинского монастыря в Брюнне (ныне Брно) и обратил
на себя внимание хормейстера Кржижковского, который способствовал
его музыкальному развитию. Наравне с церковной музыкой, он приобщился
к необычным ладам моравского национального фольклора. Четыре пьесы
из цикла "В тумане" звучат как воспоминание о тех далёких
временах, воистину как воскресшее эхо в тумане, и в них слышатся
свежие природные мотивы народных песен.
Таким образом, концерт Николая Луганского порадовал не только выдающейся
художественной трактовкой каждого произведения, но и очень интересным
подбором репертуара.
|
Пианист Николай Луганский
|
|
|