|
|
Фестиваль открылся выступлением его давнего друга, пианиста и дирижёра
Владимира Фельцмана. Этот популярный музыкант регулярно приезжает
в Большой зал филармонии с разнообразными программами и всегда имеет
большой успех у петербургских меломанов.
Потомственный музыкант, сын недавно ушедшего из жизни известного
композитора Оскара Фельцмана, Владимир Фельцман окончил Московскую
консерваторию по классу фортепиано у знаменитого пианиста и выдающегося
педагога Якова Флиера. Он занимался дирижированием в Московской,
а затем в Ленинградской консерватории, известной своей отличной
школой дирижёрского искусства.
Как пианист Владимир Фельцман одержал победу в Париже (1971 г.)
на знаменитом конкурсе Ж.Тибо и М.Лонг, что открыло ему широкую
дорогу к международной концертной деятельности. Переехав в 1987
году в США, он сразу же был приглашён выступить с концертами в Белом
доме и в знаменитом Карнеги Холле. С тех пор Фельцман концертирует
в самых престижных залах мира, выступая как с сольными концертами,
так и со знаменитыми оркестрами: Нью-Йоркским филармоническим, оркестром
де Пари, знаменитыми оркестрами России, включая заслуженный коллектив,
академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
под руководством Юрия Темирканова и ведёт также большую педагогическую
работу.
В свой последний приезд в Петербург Владимир Фельцман выступил с
двумя концертами: на открытии фестиваля (29 мая) в качестве дирижёра
и солиста и 31 мая с сольным фортепианным концертом, снова показав
себя всесторонне блистательным музыкантом.
За два замечательных вечера Фельцман исполнил большую программу,
в которую вошли как уже знаменитые и всеми любимые произведения,
так и новые, впервые прозвучавшие в России.
В программе фортепианного вечера прозвучала Соната ля бемоль Й.
Гайдна. В трактовке Фельцмана музыка здесь - это составная часть
мироздания, ниспосланная свыше, и соната преисполнена глубоких раздумий
над её предназначением и влиянием на человеческую душу.
Соната № 8 ("Патетическая") прозвучала торжественно, внутренне
восторженно, и в то же время очень элегантно. В особенности её первая
часть поражала своим совершенством в сочетании с сильным взрывом
чувств, быстрым развитием эмоций и стремлением сдержать их, столь
свойственном природе художника.
Были представлены (что бывает довольно редко) все четыре баллады
Ф. Шопена. И каждая баллада звучала у Фельцмана как отдельный, поистине
исполинский мир большого художника, стремящегося объять и постичь
необъятное. И, тем не менее, все четыре баллады перекликались между
собой. Их объединял едва уловимый, тонкий мир. Это был тревожный,
восторженный и нежный мир великого поэта фортепиано.
В Концерте соль минор для клавира и струнных И. С. Баха Фельцман
выступал в качестве солиста и дирижёра одновременно. Здесь имело
место уникальное и в практике довольно редкое явление, когда солист
не зависит от индивидуальности другого музыканта, выступающего в
качестве дирижёра, а, являясь им сам, ведёт свой музыкальный монолог,
эмоционально варьируя по собственной воле голоса фортепиано и оркестра.
Этот необыкновенно красивый концерт в своей изысканной, буквально
филигранной строгости, прозвучал стилистически изощренно, как в
фортепианной, так и в оркестровой партии.
Обращение Фельцмана к знаменитой "Неоконченной симфонии"
(№ 8, си минор, 1822) Шуберта стало как бы своеобразным знаком символа,
продолжающегося во времени творчества великого композитора, которое
не имеет своего завершения и будет продолжаться вечно. Эту точку
зрения, по-видимому, разделяет и Фельцман, поэтому музыка Шуберта
в его исполнении с полнокровным дыханием жизни и свежим, постоянно
обновляющимся воздухом мироздания. И здесь можно напомнить также
о том, что все попытки музыкантов разных времён завершить "Неоконченную
симфонию" Шуберта успеха не имели.
Представил Фельцман и произведения современной музыки. Он обратился
к творчеству американского композитора Чарльза Айвза, который ещё
в начале ХХ века, по мнению Игоря Стравинского, предвосхитил музыку
60-х годов. Его самое популярное произведение "Вопрос, оставшийся
без ответа" имеет символическое название, как и "Неоконченная
симфония" Шуберта, поскольку ответов на вопросы художника,
по-видимому, не существует. Или, вернее, ответом является сама жизнь
во всей её сложности и многообразии.
Творчеством Айвза увлёкся и наш соотечественник, петербуржец (ленинградец)
Виктор Кисин, ученик петербургской консерватории, ныне живущий в
Бельгии. Владимир Фельцман представил российскую премьеру его сочинения
"Post scriptum для оркестра" (2010) в исполнении академического
симфонического оркестра филармонии под управлением его художественного
руководителя и главного дирижёра Юрия Темирканова.
Очень интересный современный композитор Виктор Кисин работает в
разных жанрах и пишет музыку по заказу знаменитых международных
фестивалей, крупнейших международных центров (Карнеги Холл, Линкольн
Центра и Конкурса королевы Елизаветы (Бельгийской).
Его сложная, виртуозно оркестрованная пьеса "Post scriptum",
в которой, кажется, звучит вся Вселенная, по выражению Кисина, является
вариацией на тему сочинения Айвза "Вопрос, оставшийся без ответа".
Но, кажется, что Кисин ответа и не ищет, хотя у него, как у большого
художника, постоянно возникают вопросы к мирозданию, звуки которого
он пытается услышать и передать в своём творчестве.
|
|