|
|
Основателями фестиваля стали Валерий Гергиев и Мирра Евтич, и этот
замечательный фестиваль доказал свою действенность. В истории Мариинского
театра появились новые страницы, посвящённые симфонической и инструментальной
музыке, и таким образом театр стал являть собой большой разносторонний
музыкальный центр. И с введением в строй второй сцены его возможности
расширятся.
На фестивале выступила целая плеяда блистательных пианистов из разных
стран, превративших его в прекрасный, изысканный музыкальный праздник.
Это были действительно лики современного пианизма, ибо здесь встретились
вместе разные поколения пианистов и разные фортепианные школы.
Фортепиано - воистину магический инструмент, который способен передать
все звуки Вселенной и воспроизводить через свои струны все её таинственные
голоса.
Русская же фортепианная школа "олицетворяла искусство пения
на фортепиано", как образно и очень точно выразился Денис Мацуев,
творчество которого сегодня являет собой славу российского фортепиано
во всём мире. И высшим комплиментом для пианиста было признание,
что инструмент несёт под его руками, ибо этот дивный инструмент
обладает живой, чувствительной душой, трепетно отвечающий на прикосновение
к его клавишам…
Вспомним хотя бы рассказ "Стекольный мастер" одного из
самых рафинированных и музыкальных русских писателей Константина
Паустовского о божественно одарённом мальчике, который чувствовал
красоту и таинства природы и мечтал о хрустальном рояле. Юному стекольному
мастеру снились дивные сны. Ему снился композитор с мудрыми глазами,
с седеющей бородкой и спокойным лицом. Он садился за рояль, брал
холодными пальцами аккорд, и рояль начинал петь знакомые слова:
Когда леса в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой,
Слыхали ль Вы?
Слыхали ль Вы?
На открытии фестиваля Денис Мацуев вдохновенно с огромным душевным
порывом взял первые торжественные и страстные аккорды Первого фортепианного
концерта П. И. Чайковского, и рояль как звучный хор невидимых голов
запел во славу мироздания. Эти голоса трепетно подхватил симфонический
оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, и зал
ощутил этот магический музыкальный дуэт Гергиева-Мацуева, повествующий
о красоте Вселенной, прекрасной северной природе, величии творческой
души, души художника, прославляющей это чудо.
На следующем концерте к вящему удовлетворению восторженных слушателей
музыкальное чудо этого дуэта повторилось снова. Петербург - это
город музыки Чайковского…
И как страстно её любил И. Ф. Стравинский! И Валерий Гергиев ярко
и живописно исполнил музыку балета Стравинского "Петрушка",
в которой звучал трагический и по-своему мудрый образ этого маленького
смешного человечка, ярмарочного шута необъятного великого города.
В этих концертах-дуэтах Гергиев со своим оркестром создал ещё другие
невиданные музыкальные красоты, которые вместе составили уникальную
образно-звуковую ауру фестиваля. Это был романтико-трагический образ
увертюры к опере "Сила судьбы", написанная в своё время
специально для Петербурга, жемчужно-перламутровая увертюра к "Лоэнгрину"
Вагнера, дышащая мотивами загадочной сказки, и отрешённые симфонические
медитации О. Месссиана, дополняющие атмосферу этого экстравагантного
музыкального действа.
Эти концерты стали своеобразной увертюрой к шествию пианистического
созвездия, собранного Денисом Мацуевым со всех концов света. Некоторые
имена уже были знакомы петербуржцам, другие же выступили впервые.
И приходилось удивляться и восхищаться, что на нашей планете существуют
такие прекрасные фортепианные перлы, которые все вместе составили
восхитительное ожерелье дивной звуковой красоты. Они являли много
разных школ и уникальных музыкальных индивидуальностей и дарований.
Фортепиано было их призванием, и они вдохновенно служили ему. И
всё это многообразие ещё раз позволяло почувствовать уникальную
ценность русской фортепианной школы.
Звучала в основном классическая музыка, уже отобранная десятилетиями
и веками, ценность которой никто не мог подвергнуть сомнению. Слух
услаждали произведения Бетховена, Шопена, Шуберта, Шумана, Равеля.
Часто звучала колоратурная россыпь пассажей Листа, музыка которого
позволяла продемонстрировать блистательную технику и высокую одухотворённость.
Всё это была хорошо знакомая и с детства любимая музыка. Но каждый
раз зрители с волнением ждали этих произведений в трактовке разных
музыкантов, с затаённым дыханием предчувствуя новые глубины, которые
будут открыты в этих великих произведениях.
Сольные концерты были по-настоящему утончёнными, блистательными
шедеврами.
Ослепительным, искромётным мастерством поразил хорватский пианист
Горан Филипец в своём исполнении произведений Листа и парафраза
Верди-Листа.
А какие заоблочно-виртуозные и красочные были парафразы Листа на
темы Берлиоза и Вагнера в исполнении блистательного французского
пианиста Эрика Феррана-Н'Кауа .
Израильский пианист Охад Бен-Ари удивил своим восхитительным пьяно
и выразительным бархатным звуком. Его исполнение "Сонатины
фа-диез минор (1905) Равеля было выписано тончайшей звуковой акварелью,
а знаменитая "Аппассионата" (соната № 23 фа минор, соч.
57) Бетховена было эмоционально возвышенным и философски уникальным.
Знаменитый английский пианист Кристиан Блэкшоу, завершавший фестиваль,
буквально завораживал своей духовно-проникновенной трактовкой произведений
Ф. Шуберта и романтически-страстным колоритом сочинений Р. Шумана.
Гостем фестиваля был также инструментальный дуэт в составе Драгана
Джорджевича (виолончель) и Владимира Милошевича (фортепиано), где
оба музыканта продемонстрировали замечательное мастерство ансамбля.
С большим интересом были встречены концерты молодых пианистов Никиты
Абросимова, Эдишера Савицкого и Вахтанга Коданашвили - учащихся
фортепианной студии Александра Торадзе.
Замечательный пианист Александр Торадзе, неоднократно выступавший
в Мариинском театре с разнообразной программой, сейчас является
профессором университета штата Индиана (США), где под его руководством
обучаются молодые пианисты из разных стран, многие из которых являются
лауреатами международных конкурсов, выступая с сольными концертами.
Часто они являются и гостями нашего города и их искусство уже любимо
петербургскими меломанами.
Приятно отметить, что все выступавшие музыканты - и знаменитые мастера,
и недавно вспыхнувшие пианистические звёзды, показали себя блестящими
виртуозами и уникальными пианистами-творцами, глубоко проникающими
в душу исполняемого произведения, что всегда адекватно передавалось
слушателям, награждавших их благодарными аплодисментами.
|
|