- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 2(45)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

(автор Светлана Сливинская)

КАСКАД СВЕРКАЮЩИЙ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ

Концертный зал Мариинского театра
Международный фестиваль "Лики современного пианизма"


 
 
 

Основателями фестиваля стали Валерий Гергиев и Мирра Евтич, и этот замечательный фестиваль доказал свою действенность. В истории Мариинского театра появились новые страницы, посвящённые симфонической и инструментальной музыке, и таким образом театр стал являть собой большой разносторонний музыкальный центр. И с введением в строй второй сцены его возможности расширятся.
На фестивале выступила целая плеяда блистательных пианистов из разных стран, превративших его в прекрасный, изысканный музыкальный праздник. Это были действительно лики современного пианизма, ибо здесь встретились вместе разные поколения пианистов и разные фортепианные школы.
Фортепиано - воистину магический инструмент, который способен передать все звуки Вселенной и воспроизводить через свои струны все её таинственные голоса.
Русская же фортепианная школа "олицетворяла искусство пения на фортепиано", как образно и очень точно выразился Денис Мацуев, творчество которого сегодня являет собой славу российского фортепиано во всём мире. И высшим комплиментом для пианиста было признание, что инструмент несёт под его руками, ибо этот дивный инструмент обладает живой, чувствительной душой, трепетно отвечающий на прикосновение к его клавишам…
Вспомним хотя бы рассказ "Стекольный мастер" одного из самых рафинированных и музыкальных русских писателей Константина Паустовского о божественно одарённом мальчике, который чувствовал красоту и таинства природы и мечтал о хрустальном рояле. Юному стекольному мастеру снились дивные сны. Ему снился композитор с мудрыми глазами, с седеющей бородкой и спокойным лицом. Он садился за рояль, брал холодными пальцами аккорд, и рояль начинал петь знакомые слова:

Когда леса в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой,
Слыхали ль Вы?

Слыхали ль Вы?
На открытии фестиваля Денис Мацуев вдохновенно с огромным душевным порывом взял первые торжественные и страстные аккорды Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского, и рояль как звучный хор невидимых голов запел во славу мироздания. Эти голоса трепетно подхватил симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, и зал ощутил этот магический музыкальный дуэт Гергиева-Мацуева, повествующий о красоте Вселенной, прекрасной северной природе, величии творческой души, души художника, прославляющей это чудо.
На следующем концерте к вящему удовлетворению восторженных слушателей музыкальное чудо этого дуэта повторилось снова. Петербург - это город музыки Чайковского…
И как страстно её любил И. Ф. Стравинский! И Валерий Гергиев ярко и живописно исполнил музыку балета Стравинского "Петрушка", в которой звучал трагический и по-своему мудрый образ этого маленького смешного человечка, ярмарочного шута необъятного великого города.
В этих концертах-дуэтах Гергиев со своим оркестром создал ещё другие невиданные музыкальные красоты, которые вместе составили уникальную образно-звуковую ауру фестиваля. Это был романтико-трагический образ увертюры к опере "Сила судьбы", написанная в своё время специально для Петербурга, жемчужно-перламутровая увертюра к "Лоэнгрину" Вагнера, дышащая мотивами загадочной сказки, и отрешённые симфонические медитации О. Месссиана, дополняющие атмосферу этого экстравагантного музыкального действа.
Эти концерты стали своеобразной увертюрой к шествию пианистического созвездия, собранного Денисом Мацуевым со всех концов света. Некоторые имена уже были знакомы петербуржцам, другие же выступили впервые. И приходилось удивляться и восхищаться, что на нашей планете существуют такие прекрасные фортепианные перлы, которые все вместе составили восхитительное ожерелье дивной звуковой красоты. Они являли много разных школ и уникальных музыкальных индивидуальностей и дарований. Фортепиано было их призванием, и они вдохновенно служили ему. И всё это многообразие ещё раз позволяло почувствовать уникальную ценность русской фортепианной школы.
Звучала в основном классическая музыка, уже отобранная десятилетиями и веками, ценность которой никто не мог подвергнуть сомнению. Слух услаждали произведения Бетховена, Шопена, Шуберта, Шумана, Равеля. Часто звучала колоратурная россыпь пассажей Листа, музыка которого позволяла продемонстрировать блистательную технику и высокую одухотворённость.
Всё это была хорошо знакомая и с детства любимая музыка. Но каждый раз зрители с волнением ждали этих произведений в трактовке разных музыкантов, с затаённым дыханием предчувствуя новые глубины, которые будут открыты в этих великих произведениях.
Сольные концерты были по-настоящему утончёнными, блистательными шедеврами.
Ослепительным, искромётным мастерством поразил хорватский пианист Горан Филипец в своём исполнении произведений Листа и парафраза Верди-Листа.
А какие заоблочно-виртуозные и красочные были парафразы Листа на темы Берлиоза и Вагнера в исполнении блистательного французского пианиста Эрика Феррана-Н'Кауа .
Израильский пианист Охад Бен-Ари удивил своим восхитительным пьяно и выразительным бархатным звуком. Его исполнение "Сонатины фа-диез минор (1905) Равеля было выписано тончайшей звуковой акварелью, а знаменитая "Аппассионата" (соната № 23 фа минор, соч. 57) Бетховена было эмоционально возвышенным и философски уникальным.
Знаменитый английский пианист Кристиан Блэкшоу, завершавший фестиваль, буквально завораживал своей духовно-проникновенной трактовкой произведений Ф. Шуберта и романтически-страстным колоритом сочинений Р. Шумана.
Гостем фестиваля был также инструментальный дуэт в составе Драгана Джорджевича (виолончель) и Владимира Милошевича (фортепиано), где оба музыканта продемонстрировали замечательное мастерство ансамбля.
С большим интересом были встречены концерты молодых пианистов Никиты Абросимова, Эдишера Савицкого и Вахтанга Коданашвили - учащихся фортепианной студии Александра Торадзе.
Замечательный пианист Александр Торадзе, неоднократно выступавший в Мариинском театре с разнообразной программой, сейчас является профессором университета штата Индиана (США), где под его руководством обучаются молодые пианисты из разных стран, многие из которых являются лауреатами международных конкурсов, выступая с сольными концертами. Часто они являются и гостями нашего города и их искусство уже любимо петербургскими меломанами.
Приятно отметить, что все выступавшие музыканты - и знаменитые мастера, и недавно вспыхнувшие пианистические звёзды, показали себя блестящими виртуозами и уникальными пианистами-творцами, глубоко проникающими в душу исполняемого произведения, что всегда адекватно передавалось слушателям, награждавших их благодарными аплодисментами.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров