|
|
Международный фестиваль балета "Мариинский", родившийся
в начале нового миллениума, с каждым годом становится более разносторонним,
интересным и значимым как для специалистов, так и для любителей
искусства балета.
Обширная программа XIII фестиваля "Мариинский" включала
возобновление на сцене Мариинки балетов Уильяма Форсайта и российскую
премьеру балета "N.N.N.N." от Forsythe Company, а также
программу "Творческой мастерской молодых хореографов",
удачные миниатюры которых, представленные на фестивале, в дальнейшем
могут войти в репертуар театра.
Заслуживает всяческой поддержки приглашение на фестиваль ведущих
солистов балета, включая Светлану Захарову и Владислава Лантратова
(Большой театр России), Вадима Мунтагирова (Английский Национальный
балет), Ольгу Есину (Венская государственная опера) и Чейза Финли
(Нью-Йорк Сити Балет).
Добрыми воспоминаниями о предыдущих фестивалях стали включённые
в программу многоактные балеты классического репертуара "Лебединое
озеро", "Жизель", "Баядерка", "Дон
Кихот", "Ромео и Джульетта".
Балет "Жизель", история которого не менее интересна, чем
и сам спектакль, появился в Париже в 1841 году, а уже в следующем
году предстал в Петербурге. Отступление петербургского спектакля
от французского началось сразу и выразилось, в первую очередь, в
отказе от стиля "Гранд Опера" - пышного зрелища, изобилующего
помпезными шествиями, конными выездами и дивертисментами. Со временем
русская "Жизель" приобретала всё более лирический и камерный
характер. В начале ХХ века, во время триумфальных "Русских
сезонов" в Париже, французы увидели свой национальный балет,
который вернулся на родину, прожив долгую жизнь в России. Но отличался
он от французского не только в частных поправках в хореографии.
"Жизель" претерпела изменения во всех сферах - начиная
с подхода к искусству балета и кончая собственно музыкой и танцем.
История русской "Жизели" - история открытия всё новых
и новых граней внутреннего содержания без желания возвращаться к
аутентичной старине; уточнение некоторых мизансцен, потерявших смысл;
восстановление линий внутреннего действия; внесение в спектакль
актёрских находок, выдержавших испытание времён. Последняя редакция
балета Никиты Долгушина, подготовленная для балетной труппы Михайловского
театра и с большим успехом принятая в Лондоне, - подтверждение тому,
что русская "Жизель" остаётся одним из самых востребованных
старых балетов в мире.
На фестивале балет "Жизель" предстал в исполнении Светлана
Захарова (Жизель) и Владислав Лантратов (Граф), которые были безусловными
героями спектакля. Трудно сказать, в каком акте Захарова была более
убедительна. Техническое мастерство Владислава Лантратова не может
не вызывать восхищения. Его выразительные мощные прыжки и туры запомнились
многим, хотя у танцовщика ещё не хватает сценического опыта актёрской
выразительности.
Илья Кузнецов в роли Ганса ярко передал свои искренние чувства и
душевные переживания, убедительно исполнив роль отвергнутого поклонника
своей любимой.
Во втором акте женский кордебалет и его унисонный танец в нарастающем
ритме, проникнутый недоброй энергией и жаждой возмездия, стал нервом
спектакля. И не только женский кордебалет, но и вся труппа танцевала
с полной отдачей, азартно, внося свою лепту в успех спектакля.
Анастасия Петушкова в партии Мирты заслуживает самой высокой оценки
как исполнительница технически сложной и психологически тонкой роли
- решительной, непреклонной мстительницы. Её танец, графически точный
и призрачно лёгкий, напоминает образ воображаемых мифических лесных
существ - обманутых невест.
Важным событием фестиваля стал спектакль "Баядерка", где
перед публикой предстал премьер Английского Национального балета
Вадим Мунтагиров, ввод которого осуществил известный танцовщик,
а ныне педагог-репетитор Сергей Викулов. Выпускнику Пермского хореографического
училища Мунтагирову ещё только 21 год, но ему удалось показать не
только высокий профессиональный уровень танцовщика, но и актёрское
мастерство.
Оксана Скорик - тоже выпускница из Перми, в труппу Мариинского театра
попала в 2007 году в год окончания хореографического училища. Её
танец в роли Никии буквально соткан из тончайших восточных узоров,
полон искренней любви и романтической страсти, щемящей боли израненного
сердца в танце со змеёй.
Гамзатти Екатерины Осмолкиной не предстаёт, как и в последней сценической
версии Юрия Григоровича в Большом театре, коварной соперницей. Случайно
узнав о брачной клятве Солора Никии, она со всей решимостью отстаивает
свою любовь, используя всевозможные женские чары в знаменитом дуэте
с отважным воином. В сцене танца со змеёй отец Гамзатти предстаёт
"заказчиком" устранения Никии, приказывая слуге передать
злополучную корзиночку с цветами храмовой танцовщице.
Но кульминацией этого балета считается третий акт - танец теней,
который был исполнен на фестивале дважды. Последний - на бенефисе
Владимира Шклярова.
Каждый раз зрители с замиранием сердца следят за движущимся как
в мираже женским кордебалетом из 32 танцовщиц, повторяющих свои
арабески на аутентичные 32 такта музыки, напоминая стилистику звукового
ряда "Болеро" М. Равеля.
Медленный, размеренный спуск танцовщиц-теней заканчивается поднятием
прозрачного занавеса, который как бы снимает пелену и создаёт резкость
изображаемого вида (всегда встречаемый аплодисментами восхищённых
этой красотой зрителей).
Знаменитый женский кордебалет Мариинского театра признан во всём
мире как истинное совершенство в передачи точности движений и строгости
линий. Без преувеличения можно сказать, что это одна из вершин хореографической
композиции и утончённой стилистики танца великого Мариуса Петипа.
Добавим, что создав замечательную, разнообразную программу своего
бенефисного спектакля на фестивале, премьер Мариинки Владимир Шкляров
совсем не случайно закончил его этим хореографическим шедевром.
Включив в программу своё выступление в "Рубинах" Дж. Баланчина
вместе с блистательными Олесей Новиковой и Софьей Гумеровой, а также
знаменитый балет Ролана Пети "Юноша и Смерть" с неподражаемой
Екатериной Кондауровой, молодой, но уже признанный танцовщик, показал
свои огромные возможности в разных танцевальных жанрах, успешно
сочетая классическую и современную хореографию.
Пожелаем успеха и долголетия Международному фестивалю балета "Мариинский",
который даёт надежду, что наш балет и в XXI веке сохранит и приумножит
свою мировую славу.
|
|