- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

КОНЦЕРТЫ

 

Ballet Art. - 2012. - № 4(43)

ЭТИ ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ
О концерте из произведений Дитриха Букстехуде

 
 
 

(автор А. Смелианов)

Не так уж часто исполняются в Петербурге произведения такого крупного композитора как Дитрих Букстехуде, и тем радостнее было прослушать в Малом зале Филармонии концерт, составленный целиком из вокально-инструментальных произведений этого барочного мастера, не считая чисто инстументальной вещи, маленькой сонаты для двух скрипок, виолы да гамба и бассо континуо, исполненной в самом начале концерта в виде небольшой прелюдии струнным ансамблем The Рocket Symphony.
Этот же ансамбль компетентно и не без вдохновения аккомпанировал (что делать, это богатое оттенками и ритмическими акцентами совместное и в высшей степени равноправное музицирование приходится так называть) исполнению цикла из семи кантат Букстехуде, составляющих по всей вероятности единое произведение под названием "Membra Jesu Nostri" ("Части тела Иисуса Нашего"), написанное на тексты богослова и философа Бернарда Клервосского и на добавления из текстов Арнульфа Лувенского, ко всему прочему сам Букстехуде предпослал каждой кантате по две строки по-латыни из Ветхого завета, начинающие и заканчивающие каждую кантату, кроме последней: в последней в заключении звучит традиционное "Amen".
Кантаты исполнены хором "Канторат дворцовой церкви Вайльбурга" под руководством Дорис Хагель. Сейчас доминирующее направление в исполнении барочной музыки принято считать аутентичным, т.е. исполнение проходит либо на инструментах той эпохи, что редко, либо на возможно более точных копиях инструментов той эпохи, что, естественно, гораздо чаще. Однако и это оказалось не главным в концерте 4 ноября.
Главным было знание этой музыки и этого автора, любовь к ней и внимательнейшее отношение к ритмико-темповой стороне кантат, равно как и к интонациям такой музыки. Интересно и то, что главный инструмент Букстехуде оказался решительно отодвинутым на второй план, в область остинатного звучания, а ведь ещё совсем юного Себастьяна Баха подвигло на пешее путешествие в Любек именно органное великолепие и мощь музыки для большого "букстехудовского" органа.
Но и на такое сопровождение мануала вполне естественно накладывалось звучание клавесина, виолона и прочих струнных, таких как скрипки, виолы тенора, виолы дисканта и виолы баса, не говоря уже великолепном звучании хора и солистов ансамбля под управлением Дорис Хагель.
Жаль, конечно, что в этот вечер она сама не пела, а только "вела" и "подправляла", но не будем жалеть и об этом, потому что все солисты оказались выше всяческих похвал. Это и голоса без излишнего вибрато, богатые интонационно и темброво, что способствовало ясности латинского произношения ("хороший певец - хорошее слово!"), это и естественное звукоизвлечение безо всякого напряжения, которое так часто мешает нам слушать наших певцов, иногда и довольно крупных. Особо отметим баса Вольфганга Битнера и контральто Кристину Миттермайер, обладателей больших и прекрасных голосов и искусных мастеров пения.
Пора, давно пора уже основательно знакомить петербургскую публику с Букстехуде, не только органным или кантатным, но и инструментальным и, рискнём сказать, Букстехуде "пасьонным" вместе с его светской музыкой, написанной именно для вечерних светских концертов, причём интересна и восхитительна его клавирная музыка!

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров