|
|
Английский скрипач-виртуоз Найджел Кеннеди (Nigel Kennedy) впервые
выступил в Петербурге в одном из самых академических залов северной
столицы, в Большом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича. Известный
своими интерпретациями шедевров классической музыки, он своей неуёмной,
бурной энергией, полностью захватывает внимание слушателей.
При этом его совсем неакадемический внешний вид, с всклокоченными
волосами и панковой одежде, вызывая сначала недоумение и некий протест,
постепенно исчезает и ощущаешь, что уже полностью находишься в ауре
чарующих звуках скрипки Джузеппе Гварненри дель Джезу, рождённой
в 1736 году.
Найджел Кеннеди родился в семье музыкантов и полюбил музыку с раннего
детства. Сначала его захватила игра на фортепиано и его учителем
был не кто иной как великий Иегуди Менухин, который познакомил западный
мир с Востоком, популяризировав Равви Шанкара задолго до Beatles
и "свёл" классику с джазом, записав в разные годы четыре
альбома со Стефаном Граппелли. Найджел слушал джаз, от Колтрейна
и Коулмена до Монка и Майлза, а также джаз-рок, включая Сантану
и Билли Кобэма.
В 16 лет Кеннеди окончил школу и продолжил своё обучение в знаменитой
джульярдовской школе в Нью-Йорке, в которой учились не только прославленные
музыканты (его педагогом была сама Дороти Дилэй), но и будущие звезды
мирового балета. Через три года по окончании Julliard Найджел вернулся
в Лондон. Не сразу ему удалось "пробиться" в качестве
солиста. В 1977 году Найджел дебютировал на сцене Royal Festival
Hall в скрипичном концерте Мендельсона, выступал с Берлинским филармоническим
в 1980 году и с оркестром лондонской филармонии под руководством
Риккардо Мути. Добрым волшебником опять выступил Менухин, предложив
Найджелу исполнить скрипичный концерт Элгара в Алберт-холле. За
пультом стоял сам маэстро, который в свое время прославил этот концерт,
играя с оркестром под управлением самого Элгара. После первого выступления
Найджел продолжил исполнять концерт уже под управлением Вернона
Хэндли и Чарльза Гроувза. Его трактовка запомнилась многим и довольно
скоро был заключен записывающий контракт с EMI Classics. Скрипичный
концерт Элгара в 1984 году стал первым в каталоге записей Кеннеди
и принес ему первые награды - 1985 Gramophone Record of the Year
с пятикратным отрывом от следующего номинанта, Лучший классический
альбом года в Британии - и первое место в английском классическом
топе. Он также стал первым рекордом Кеннеди по количеству проданных
экземпляров - триста тысяч дисков мало кому известного молодого
артиста что-нибудь да говорят о качестве музыки. Его репутация продолжала
укрепляться. Один за другим выходили диски: скрипичный концерт Чайковского
в 1986 году; концерты Уолтона для скрипки и альта в 1987; скрипичный
концерт и 5 симфония Сибелиуса в 1988 году и в этом же году - скрипичные
концерты Мендельсона и Бруха. Последний принес ему еще один золотой
диск. Через год музыкант представил "Времена года" Вивальди
в сопровождении Английского камерного оркестра, невероятный взрыв
популярности, шесть месяцев на вершине классического топа Англии,
запись в книге рекордов Гиннесса и неслыханные два миллиона проданных
дисков. (С тех пор цифра еще приросла и теперь превышает три миллиона
- самый продаваемый альбом классической музыки и по сию пору). Говорить
об этом концерте нет смысла, его нужно слышать, а еще лучше видеть
- великолепная видеозапись бережно передает каждый коллективный
вздох блестящего оркестра, не нуждающегося в дирижере, каждое движение
души невероятного солиста, полностью погруженного в музыку, играющего
без нот, на память, с закрытыми глазами...
За Вивальди последовали еще два диска: скрипичный концерт Брамса
с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Клауса Теннстедта
в 1991 году и с ним же - Бетховен в 1992. Оба они моментально стали
золотыми. Кеннеди чувствовал, что в исполнении классической музыки
он достиг своего предела, и он обращает своё внимание на творчество
Джимми Хендрикса и записывает диск "Кафка" по мотивам
творчества последнего, а затем и диск "Hendrix Concerto".
В Петербурге Кеннеди выступил с программой И. С. Баха 'Partita in
D minor' вместе с польскими джазовыми музыкантами в составе 'The
Nigel Kennedy Quintet', представив собственные сочинения и завершив
программу безупречным и блистательным исполнением "Чардаша"
Витторио Монти. Публика в зале не скрывала своих чувств. Как и всегда,
успех был огромным.
|
|