- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ДВУХСТОЛИЧНЫЙ КОНКУРС МУЗЫКАНТОВ  
 
 
КОНКУРСЫ
Ballet Art. - 2011. - № 3 (38)

(авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

О XIV Международном конкурсе имени Чайковского

Если вы хотите по-настоящему понять конкурс, нужно обязательно прослушать первый тур по всем специальностям. Первый тур - самый благодатный, в нём участвуют все музыканты, приехавшие со всего мира, и вы будете иметь возможность почувствовать всю молодую музыкальную атмосферу этого мира.
В день инаугурации конкурса в Петербурге старинный, элегантный Малый зал имени А. В. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова был заметно взволнован. Все с нетерпением ожидали прибытия новых талантов. Портрет П. И. Чайковского на сцене тоже был безмолвно красноречив. Ответственный секретарь жюри скрипачей Мартин Энгстрем, обращаясь к молодым музыкантам, сказал: "Только не играйте для жюри, Только не играйте для жюри". Его слова можно было перевести другим напутствием: "Оставайтесь самими собой, слушайте свою скрипку, и она вам всё подскажет". И главное обращение a priori было даже ни к тем, кто победит, ни к будущим музыкантам, а к тем, кто сойдёт с дистанции, ибо само участие в этом знаменитом конкурсе - это уже счастье, поскольку участвуют в нём только отличные музыканты. И все они, безусловно, привлекут к себе внимание публики и музыкальных менеджеров.
Во время выступления конкурсантов зал был переполнен. "Болельщики" всех поколений создавали искреннюю и взволнованную атмосферу поддержки. Молодые музыканты разных стран играли перед портретом П. И. Чайковского, и казалось, что великий композитор незримо присутствовал здесь, и все они ему очень нравились. А у публики уже появились свои фавориты, и, горячо обсуждая их, желали им успеха.
Много талантливых исполнительских открытий было в эти волнующие дни. Но, увы, конкурс есть конкурс. И ко второму туру количество конкурсантов сократилось до 10 человек. Страсти накалились, и нетерпеливое окружение старалось угадать победителей. Обсуждали, спорили. В полуфинале уже были свои призёры. Так был вручён приз лучшему концертмейстеру Инге Джекцер. За лучшее исполнение обязательного сочинения второго тура STOMP Дж. Корильяно премии был удостоен Найджел Армстронг (США). За лучшее исполнение Концерта №3 Моцарта в сопровождении камерного оркестра Мариинского театра была отмечена призом Джехье Ли (Корея). "Сошёл с дистанции" полюбившийся публике юный, талантливый Ю-Чиен Цзень (Тайвань). Но у этого музыканта, которому только 16 лет, всё ещё впереди. На этом конкурсе он получил специальный приз жюри, как и россиянин Айлен Притчин, тоже не прошедший в финал.
А финалистов ждал легендарный Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. В прослушиваниях принимал участие один из лучших оркестров России - заслуженный коллектив Республики симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением замечательного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева. В знаменитых хрустальных люстрах вспыхнул праздничный свет, в котором растворились дивные мелодии скрипки. Зал, как обычно, был переполнен. Конкурсантам аплодировали не только зрители, но и члены жюри, которым правила рекомендуют хранить непроницаемое спокойствие.
В зале Академической капеллы и в Концертном зале Мариинского театра проходил конкурс певцов. В России с её большим количеством оперных трупп сольное пение всегда вызывало большой интерес.
На скрипичном конкурсе говорилось не только о талантах исполнителей, но и о марках инструментов на которых они играли, о мастерах, которые эти инструменты создали, ибо для музыканта инструмент - это живое существо со своей душой и своим характером. Но человеческий голос, безусловно, самый сложный инструмент. Несмотря на всю тщательную подготовку голосового аппарата, он в любую минуту может дать сбой из-за внезапного расстройства в общем состоянии организма артиста. Такие случаи мы наблюдали неоднократно. Поэтому нервная система певца внутренне всегда находится в напряжении, особенно во время конкурсных испытаний. Перед членами жюри и аудиторией прошли сорок исполнителей, прозвучали мужские и женские голоса разных школ из разных стран. Все конкурсанты с различной степенью мастерства, но всегда проникновенно исполняли романсы П. И. Чайковского, пели знаменитые произведения оперного репертуара, народные песни, произведения современных авторов. В финал вышли представители России, Кореи и Монголии.
За время напряженной работы конкурса в его пресс-клубе прошли встречи с членами жюри, видными музыкантами современности.
Джон Корильяно (John Korigliano, США) - член жюри конкурса скрипачей, - известный американский композитор, работающий в разных жанрах, произведения которого успешно исполняются во всём мире. Лауреат многих национальных и международных премий, в том числе трёх премий "Грэмми" и премии "Оскар" за музыку к фильму "Красная скрипка". Перед композитором и членами жюри конкурса стояла непростая задача - сочинение скрипичного произведения для обязательного исполнения во втором туре. Таким сочинением стала пьеса STOMP, в которой, согласно замыслу композитора, конкурсант должен был показать не только своё мастерство, которым, несомненно, обладают все участники конкурса, но и эмоциональное и эстетическое понимание современной музыки, а также чувство формы нового для них и для публики произведения.
Отвечая на вопросы журналистов и музыкальных критиков, Джон Корильяно рассказал о процессе сочинения этого произведения, состояния современной музыки и большом интересе в плане работы в жюри.
Мартин Энгстрем (Martin Engstroem, Швеция) -, член жюри конкурса скрипачей. У этого строгого, элегантного, делового человека, который долго и верно служит музыке, быстрый и заинтересованный взгляд, как будто он хочет сразу угадать мысли собеседника. И это понятно. Его деятельность очень трудна, и его талант заключается в том, чтобы быстро и безошибочно определять таланты других. И это, конечно, особый талант, особый "абсолютный слух", нацеленный на то, чтобы не проглядеть, не пропустить истинное явление. В этом его сходство с Сергеем Дягилевым, который смог открыть значительное количество истинных гениев и внести большой вклад в театральное и в музыкальное искусство в частности. Музыкальному менеджеру нужно также искать возможности для продвижения молодых талантов, устраивать фестивали, концерты, привлекать внимание публики, которая, например, в Петербурге, по признанию Энгстрема, всегда удивляла его своей чувственностью и любовью к музыке. Он неоднократно бывал в Петербурге, и ему очень по душе его музыкальная аура.
Мартин Энгстрем является основателем и руководителем Фестиваля и академии в Вербье, а также одним из основателей артистического агентства Opera et Concert в Париже. Его вклад в развитие и пропаганду музыкального искусства очень значителен. Он - член жюри на Конкурсе им. Паганини. Отвечая на вопросы журналистов, музыкальных критиков и менеджеров, Мартин Энгстрем рассказал о своей деятельности, её успехах и трудностях, о необходимости всячески сохранять и пропагандировать музыкальное искусство
Саммит скрипачей (Анне Софии Муттер, Леонидас Кавакос, Максим Венгеров).
В последний день конкурса в его пресс-центре состоялся Саммит скрипачей (членов жюри конкурса), в котором приняли участие выдающиеся музыканты современного исполнительского искусства: Анне-Софи Муттер (Германия), Леонидас Кавакос (Греция), Максим Венгеров (Россия/Израиль)
Анне-Софи Муттер с ранних юных лет формировала свое мастерство под покровительством легендарного Герберта фон Караяна и выступала с концертами в лучших концертных залах мира. В её огромном репертуаре произведения классиков и современных авторов. В числе своих многочисленных наград и орденов за заслуги в музыкальном искусстве, она - лауреат российской премии им. Д. Д. Шостаковича.
Леонидас Кавакос, выдающийся скрипач, победитель международных конкурсов, выступал с самыми знаменитыми оркестрами в концертных залах всей планеты, в том числе и в Мариинском театре. За последнее время маэстро много выступает также как и дирижер.
Максим Венгеров знаком россиянам как юный скрипач-виртуоз; звезда, которая со временем превратилась в мега-звезду на небосклоне царствия скрипичных звёзд. И как бывает в подобных случаях, он стал победителем многих международных конкурсов, кавалером многих наград, выступал с лучшими оркестрами и дирижерами мира. Затем сам стал дирижером, педагогом и общественным деятелем. Но в глазах петербургских меломанов остался их любимцем скрипачем-вундеркиндом Максимом Венгеровым.
Выдающийся музыкант в беседе с журналистами по мере имевшихся у них как у членов жюри прав, подвел итоги конкурса, считая его знаменательным событием. Обсуждались проблемы современного состояния музыки и исполнительского искусства.
Владимир Атлантов (член жюри конкурса в номинации "сольное пение").
Вспоминаются дни, когда Владимир Атлантов и Елена Образцова (тоже член жюри этого конкурса) были студентами Санкт-Петербургской консерватории и сами участвовали в конкурсах и побеждали. Сейчас у них за плечами блистательная творческая карьера, и они стали судьями и наставниками других.
Владимир Атлантов в 1962 году, являясь ещё студентом консерватории, был принят стажером в Кировский театр. В том же году он завоевал серебряную медаль на Всероссийском конкурсе вокалистов имени Глинки и получил возможность пройти стажировку в миланском театре "Ла Скала", Вернувшись в Россию, Владимир Атлантов начал петь в Кировском театре, завоевал множество престижных наград на конкурсах, в том числе I премию Международного конкурса имени Чайковского (1966), и в 1967 году он становится солистом Большого театра. В 1987 году он получил титул Каммерзингера Венгерской государственной оперы. На состоявшейся встрече с журналистами Владимир Атлантов был открытым и доброжелательным. Он признался, что не ожидал такого внимания к себе, ответил на многочисленные вопросы прессы и музыкальных критиков.
Рената Скотто, член жюри конкурса в номинации "сольное пение". Знаменитая певица запомнилась по своим блистательным выступлениям во время гастролей в России театра "Ла Скала". Она была членом жюри конкурса "Молодые оперные певцы" Елены Образцовой. На встрече с журналистами Рената Скотто на примере исполнения речитатива в разных операх раскрыла некоторые секреты своей работы, проведя мини мастер-класс по сольному пению. Она высоко отозвалась о русских вокалистах, которыми она интересуется и постоянно следит за их творческим ростом.
Двухстоличный конкурс, знаменитый Московский международный конкурс имени Чайковского, который впервые проходил одновременно и в Петербурге, вызвал огромный интерес и удовлетворение у меломанов города белых ночей.
Итак, победителями XIV Международного конкурса стали:

Фортепиано

I премия (20000 евро и Золотая медаль) - Даниил Трифонов (Россия)
II премия (15000 евро и Серебряная медаль) - Йол Юм Сон (Корея
III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) - Сенг Чжин Чо (Корея)
IV премия (5000 евро и Диплом) - Александр Романовский (Украина)
V премия (3000 евро и Диплом) - Алексей Чернов (Россия)

Виолончель

I премия (20000 евро и Золотая медаль) - Нарек Ахназарян (Армения)
II премия (15000 евро и Серебряная медаль) - Эдгар Моро (Франция)
III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) - Иван Каризна (Беларусь)
IV премия (5000 евро и Диплом) - Норберт Ангер (Германия)
V премия (3000 евро и Диплом) - Умберто Клеричи (Италия)

Скрипка

I премия (20000 евро и Золотая медаль) - не присуждена
II премия (15000 евро и Серебряная медаль) - Итамар Зорман (Израиль)
и Сергей Догадин (Россия)
III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) - Джехье Ли (Корея)
IV премия (5000 евро и Диплом) - Найджел Армстронг (США)
V премия (3000 евро и Диплом) - Эрик Зильбергер (США)

Сольное пение (женщины):

I премия (20000 евро и Золотая медаль) - Сун Янг Сео (Корея)
II премия (15000 евро и Серебряная медаль) - не присуждена
III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) - Елена Гусева (Россия)
IV премия (5000 евро и Диплом) - не присуждена

Сольное пение (мужчины)

I премия (20000 евро и Золотая медаль) - Чжонмин Парк (Корея)
II премия (15000 евро и Серебряная медаль) - Амартувшин Энхбат (Монголия)
III премия (10000 евро и Бронзовая медаль) - не присуждена
IV премия (5000 евро и Диплом) - не присуждена

Приз зрительских симпатий

Сольное пение (женщины) - Елена Гусева (Россия)
Сольное пение (мужчины) - Амартувшин Энхбат (Монголия)
Скрипка - Сергей Догадин (Россия)
Виолончель - Нарек Ахназарян (Армения)
Фортепиано - Даниил Трифонов (Россия)

Специальная премия Владимира Крайнева:

Александр Романовский (Украина)

Особо значимым заключительным аккордом стал гала-концерт всех победителей конкурса как в Москве, так и в Петербурге под управлением Председателя Оргкомитета конкурса Валерия Гергиева.
Таким образом, расширив свою географию, конкурс, безусловно, поднял свой рейтинг среди разных подобных конкурсов, стал ещё более привлекательным для будущих конкурсантов и для многочисленных ценителей музыки во всем мире.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров