- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  ВЕСЕННИЙ ФЕСТИВАЛЬ БАЛЕТА  
 
 
ФЕСТИВАЛИ
Ballet Art. - 2011. - № 2 (37)

(авторы Светлана Сливинская, Михаил Иванов)

В Петербурге прошёл XI международный фестиваль балета "Мариинский"

XI международный фестиваль балета "Мариинский" в этом году явил собой своеобразную мозаику, состоящую из многих танцевальных жанров и стилей. Но следует сразу отметить, что при всём богатстве и разнообразии программы театр справедливо представил, прежде всего, свои вечные ценности, давно ставшие национальным достоянием России и величайшим явлением мировой культуры. Это были классические балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель", "Баядерка", "Дон Кихот", а также "Ромео и Джульетта", ставшей современной классикой. Хорошо известно, что именно за этим и приезжают в Петербург ценители балета со всего мира. Они уверенны, что истинное чудо магического "Лебединого озера" они могут увидеть только в Петербурге и нередко с юмором говорят: "Весь авангард и у нас есть на каждом углу".
В знаменитых и вечно молодых балетах театр представил своих блистательных звёзд, высоко ценимых и востребованных во всём мире. Но, конечно, особенно ярко они могут блистать, прежде всего, на родной сцене, в стенах родного театра, которые их всегда вдохновляют своей аурой, пропитанной образами многих предыдущих легендарных поколений.
Заслуживает похвалы идея "дуэтов" фестиваля, когда на Мариинской сцене артисты танцуют со своими коллегами из других знаменитых театров. Безусловно, эти ситуации в чем-то спорные, но всегда очень интересные, ибо от неожиданного подбора исполнителей возникает ощущение нового дыхания спектакля. Да и для гостей - выступить в знаменитых спектаклях Маринки - тоже большая творческая радость: ведь такое бывает не каждый день… Уже известна, например, любовь к Мариинской сцене примы Ковент-Гардена Алины Кожокару, регулярно выступающей в Петербурге. На сей раз вместе со своим партнером Йоханом Кобборгом она выступила в "Жизели", создав, согласно данным своей творческой природы, изящный, филигранный, трогательный в своей человечности и очаровательный в невесомой воздушности, образ героини старинного балета. Алина была восхитительна в дуэте с техничным, выразительным и актёрски одарённым Кобборгом. Хотелось бы также отметить Юрия Смекалова в роли Ганса - отличного танцовщика с ярким актёрским дарованием, создавшего неординарный, сложный и многоплановый образ Лесничего.
Роберта Маркез - ещё одна прима Ковент-Гардена, выступила в балете "Баядерка" в дуэте с Владимиром Шкляровым - молодым, талантливым, перспективным премьером Мариинки. Роберта очень хорошо выучена и отлично танцует партию Никии. Правда, невысокий рост балерины в заглавной роли стал диссонансом, учитывая требования современной стилистики, требующей для Никии балерины высокого роста с удлиненными линиями. Однако высокое мастерство и эмоциональность Роберты способствовали её заслуженному успеху.
Екатерина Кандаурова и Дэвид Холберг (Американский театр балета) составили интересный, многоплановый, экспрессивный дуэт в "Лебедином озере". Они подходили друг к другу и по хореографической фактуре, и по выразительности. Будучи каждый яркой художественной личностью и имея свои стилистические особенности, они составили в целом красивый и гармоничный дуэт.
Эшли Боудер (Нью-Йорк Сити балет) и Денис Матвиенко выступили в "Дон Кихоте", показав виртуозный, искрометный, красочный и поистине солнечный дуэт. Безукоризненной чистотой танца, музыкальностью и всеми оттенками золотой волшебной сказки покорили зрителей в "Спящей красавице" дуэт Виктории Терешкиной и Фридмана Фогеля (Штуттгартский балет).
В гала-концерте в "Кармен-сюите" Бизе-Щедрина в хореографии Альберта Алонсо, вошедший в репертуар Мариинского театра, прекрасно выступила Вингсэй Вальдес (национальный балет Кубы). Изящная, виртуозная, экспрессионистки острая, наполненная бескомпромиссными эмоциями, она была яркой, современной Кармен. Ей соответствовали отличные партнеры Илья Кузнецов (Хосе) и Евгений Иванченко (Тореро).
Но вернемся к авангардистам, которые уже "рвутся в бой". Надоело им смотреть на "Джоконду". Они готовы бросить ей букетик цветов и … заниматься своим делом. И театр, поступил совершенно правильно, предоставив им полную возможность. Пусть "все флаги будут в гости к нам…" В репертуаре театра должны быть представлены все современные изыскания.
В качестве премьеры был показан также вошедший в репертуар театра знаменитый балет "Парк" Анжелена Прельжокажа, поставленный им семнадцать лет тому назад на сцене театра Парижской оперы. В сознании всплыли замечательные произведения С. Беккета в жанре знаменитого театра абсурда. И тут же стало ясно, что спектакль Прельжокажа - действительно явление уникальное по форме и стилистике. Его можно определить как полнометражный "хореографический театр абсурда". Согласно законам жанра, в нём не следует искать логики, прибегать к расшифровке каких-то энигм, определять дефиниции. Здесь в любой комбинации могут быть представлены все времена, все сюжеты и все стили, которые, впрочем, не должны быть точно узнаваемы, - опять-таки по законам жанра. Зрительный ряд может абстрактно мелькать как в стеклянном шарике при услаждающей слух музыке Моцарта. Безусловно, спектакль "Парк" представляет несомненный интерес и пользу для артистов Мариинского театра и любителей искусства этого направления.
Другой премьерой фестиваля стал одноактный балет Without (концертные танцы для десяти солистов на музыку этюдов и прелюдов Ф. Шопена) Бенджамина Мильпье, сочиненный им в 2008 году для театра Нью-Йорк Сити балет. Российскую премьеру отлично исполнили ведущие танцовщики Мариинского театра, - пять "шопеновских" пар отдалённо могут вызывать ассоциации с замечательным балетом Д. Роббинса "Танцы на вечеринке" тоже на музыку Шопена. Эта своеобразная "Шопениана" в свое время также была поставлена для Нью-Йорк Сити балет, где Роббинс сотрудничал с Дж. Баланчиным. И в спектакле "Without" открытые и завуалированные эмоции, встречи, разлуки и вызванные ими все оттенки отношений, хореографически оркестрованные в авангардно-импрессионистком стиле. В вечер премьеры, звучащей полностью под музыку Шопена, Without встретился с "Шопенианой" Михаила Фокина и балетом "В ночи" Роббинса при участии блистательной Ульяны Лопаткиной. Этой своеобразный шопеновский триптих может стать постоянным репертуарным явлением.
На фестивале "Мариинский" были представлены звёзды знаменитых театров планеты. Выступив в спектаклях золотого фонда Мариинского театра, они преподнесли также и свои подарки из области хореографического авангарда, продемонстрировав тем самым свои всесторонние возможности.
С большим интересом был встречен Mopey в прекрасном исполнении Фридмана Фогеля на музыку Карла Филиппа Эммануила Баха в хореографии Марка Гоке. Это несколько эпатажная, но очень изящная хореографическая миниатюра авангардного плана отличалась оригинальным хореографическим языком и большим чувством юмора.
Дэвид Холберг изысканно исполнил "Танец блаженных душ" на музыку К. Глюка в постановке Фредерика Аштона, одного из патриархов английской хореографии, всегда философски изощрённого и элегантного.
Другого мэтра британского балета Кеннета Макмиллана, ставшего уже классикой, уважительным поклоном почтили Алина Кожокару, Йохан Кобборг и Тим Матиакис (Датский Королевский балет), эмоционально и актёрски выразительно исполнив сцену из его балета "Майерлинг" на музыку Ф. Листа.
Сцена "Фрагмент одной биографии" (музыка А. Пьяццолы, Х. Торреса, М. Родригиса, Х. Д'Ариенцо; хореография Владимира Васильева) была блистательно исполнена Ульяной Лопаткиной и Маратом Шемиуновым (Михайловский театр). Эта лирико-драматическая миниатюра в хореографических размышлениях и реминисценциях повествует о взлётах и угасаниях эмоций, творческих порывах, откровениях, тайнах жизни и творчества.
Широко было представлено на фестивале творчество Джорджа Баланчина. С гостьей из театра Баланчина виртуозной Эшли Боудер Денис Матвиенко блестяще и актёрски зажигательно исполнил "Тарантеллу" (музыка Л. Готтшалька).
В "Па де де" на музыку П. Чайковского Виктория Терешкина и Владимир Шкляров с томным, лирическим настроением, пронизывающим экстраординарную виртуозность танцовщиков, буквально на едином дыхании, легко проносились в пространстве сцены.
Знаменитые "Бриллианты" воистину блистали своими изысканными хореографическими гранями в исполнении Алины Сомовой и Данилы Корсунцева.
Grand pas classique Обера/Гзовского, как истинная жемчужина хореографии, всегда пользуется большим успехом. И каждый раз в зависимости от исполнителей обретает новое дыхание, новые краски и новый блеск аристократической виртуозности. И всеми этими качествами на гала-концерте блеснули Анастасия Матвиенко и Игорь Колб.
Третьей премьерой на фестивале стала хореографическая миниатюра "Нирвана" (музыка Альва Ното и Рюичи Сакамото) в постановке талантливого хореографа Эмиля Фаски. В музыкальном, пластическом исполнении Олеси Новиковой и Максима Зюзина светились задумчивые, философские ходы хореографии, которая погружала всех в отрешённое художественное размышление.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров