|
|
Санкт-Петербургская академическая Филармония имени
Д. Д. Шостаковича. Большой зал.
Академический симфонический оркестр Филармонии.
Художественный руководитель и главный дирижер - народный артист
СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Александр
Дмитриев.
Дирижер Томас Зандерлинг (Германия)
Когда в музыкальных, и даже в широком смысле слова, артистических
кругах произносится имя Зандерлинг, в памяти возникают высокохудожественные,
рафинированные концерты замечательного дирижера Курта Игнатьевича
Зандерлинга с филармоническим оркестром, с которым он выступал в
течение длительного времени.
Затем Курт Игнатьевич переехал в Германию (ГДР), но периодически
дирижировал и в Петербурге. Вместе с семьёй в Германию уехал и юный
сын музыканта Томас, окончивший специальную музыкальную школу при
Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
Сегодня уже знаменитый музыкант, лауреат I премии Международного
фортепианного конкурса в Луизиане (США) в 2009 году, Томас Зандерлинг
с благодарностью вспоминает своих учителей, в особенности Михаила
Ваймана. Время проходит, и творчество наших замечательных музыкантов
постепенно становится достоянием истории. Вот и горячо любимый петербургскими
меломанами Курт Игнатьевич Зандерлинг написал свои мемуары обо всём,
и, конечно же, о своей работе в России.
Зандерлинг, мечтавший о дирижерской палочке, хорошо знал в своё
время педагогов Ленинградской консерватории. Очень тепло и уважительно
отзывался о Н. С. Рабиновиче, педагогический талант которого снискал
ему большую любовь и славу у благодарных ныне знаменитых учеников.
Своё же образование в области дирижирования Зандерлинг получил в
Берлине. За время длительного и славного пути он объехал весь мир,
дирижировал лучшими оркестрами в лучших концертных залах, выступал
с самыми знаменитыми солистами. Но Россия всегда была в поле зрения
его творческих интересов. И сейчас он даже получил российское гражданство.
На своём нынешнем петербургском концерте Зандерлинг сыграл увертюру
к опере Вагнера "Нюрнбергские мейстерзингеры".
Знатоки и ценители творчества Р. Вагнера, среди которых был и П.
И. Чайковский, считали, что Вагнер "идёт" Петербургу,
в особенности сумеречному, в атмосфере которого его музыка приобретает
совершенно особый, фантастически-мистический нереальный оттенок.
Гений Вагнера-симфониста сполна проявился в его сложном, многогранном
и многоцветным (Вагнер обладал цветным музыкальным слухом) оперном
творчестве. А увертюры к операм, в которых особенно виртуозно блистало
его мастерство симфониста, исполняются как самостоятельные произведения.
И окрашенная эмоциональным и философски-изысканным исполнительским
талантом Томаса Зандерлинга, увертюра к опере Вагнера прозвучала
как яркая оркестровая фреска, в которой блестящее мелодическое дарование
композитора сочетается с виртуозной инструментовкой. В исполнении
Зандерлинга действо в этой музыке было поистине праздничным. Почтенно
и торжественно прозвучала тема мейстерзингеров. Школа старых опытных
мастеров пения, хранящих свои традиции, вступает в спор с молодым
талантливым певцом-поэтом, и после долгих "музыкальных дебатов"
старые мастера горячо приветствуют его как вечное обновление искусства.
И всё действо венчает тема любви.
Во второй части концерта Томас Зандерлинг представил Четвёртую ре-минорную
симфонию Роберта Шумана, красивое произведение, любимое многими
меломанами и очень ожидаемое в его исполнении. Тем более что эта
симфония, как и всё творчество Шумана, тоже прекрасно сочетается
с петербургской аурой.
Шуман не только блистательный музыкант и гениальный композитор,
он обладал также прекрасным литературным талантом и богатейшим образным
мышлением. В исполнении Зандерлинга симфония была наполнена фантастическими
персонажами, трансформированными в музыкальную мозаику, сотканную
из изысканных мелодий в их развитии и взаимодействии (вспомним,
к примеру, что свой знаменитый фортепианный цикл Шуман так и назвал
"Фантастические пьесы"). А карнавал жизни кружился в воображении,
меняя одеяния и маски. И благородные слушатели вновь испытали радость
от исполнения Четвёртой симфонии, созданной за короткое время и
явившей собой, единый, восторженный творческий порыв, наполненный
эмоциональностью и полётом фантазии.
Вместе с Томасом Зандерлингом в концерте в качестве солиста выступил
Даниил Цветков, исполнивший "Концерт № 1 до мажор" для
фортепиано с оркестром, соч. 17 (1795).
Молодой пианист Даниил Цветков (ныне аспирант Московской консерватории)
является победителем многих международных конкурсов. Он выступал
во многих известных концертных залах мира, на музыкальных фестивалях
и работал с известными дирижерами. Пианист обладает замечательной
музыкальностью, прекрасной техникой и завораживающей артистичностью.
Его исполнению свойственна элегантная форма и глубокое проникновение
в образную структуру произведения.
|
|